Смекни!
smekni.com

Социальная ответственность педагогов (стр. 3 из 4)

Общей для педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, ключевой для понимания всех предписываемых им социальных функций является трансмиссия социальных норм. Трансмиссия (термин В.Д.Плахова) — это процесс, совершающийся посредством индивидуально-психических механизмов познания деятельности субъекта. Она может быть представлена в рамках жизнедеятельности отдельного индивида как последовательный переход нормы из экстрасубъективпого в интрасубъективное состояние, а затем снова в экстрасубъективное.

В научном сознании в настоящее время происходят сдвиги от классической модели рациональности к ее современным постклассическим формам (неклассическая и постнеклассическая рациональность в терминологии В.С.Степина). Не станем вдаваться в их подробное описание. Для нас принципиально важно отметить, что развитие позиции современной посткласснческой рациональности (в терминологии М.С.Кагана) связано с расширением и углублением представлений о характере исходных установок и предпосылок научно-познавательной деятельности, с выходом их анализа за рамки так называемого чистого разума, т.е. обусловленности познавательных установок всем многообразием внешних и внутренних факторов человеческой субъективности. Сдвиги в понимании рациональности и современной ситуации приводят к тому, что в предмет рефлексии над основаниями научного поиска, по удачному наблюдению В.С.Швырева, входит социальное действие. В этой ситуации познание становится частной формой социального действия и указанное выше противоречие между познанием, образованием и жизнью преодолевается. Утверждение же опасности отрыва познавательной (равно самообразовательной) деятельности от жизни личности лишается оснований, поскольку социальное действие — это не что иное, как организация работы в ориентации на другого. Личность человека существует только в отношениях и взаимоотношениях с другими людьми.

Становится очевидным, что в складывающейся ныне постнеклассической рациональности и сами социальные нормы, и механизм их движения в обществе получают новые смысловые акценты. Ценностные представления о должном, закрепленные в статусе общественных норм, несут в себе новую меру всех вещей — человеческое измерение познания и деятельности. Их распространение и "приживление" в обществе закономерно и не в последнюю очередь зависит от того, в какой мере они будут восприняты и "присвоены" педагогами. В этом деле роль работников пауки и практики образования трудно переоценить. 1£е исполнение неотделимо от процесса развития педагогического профессионализма па уровне личности (следует обратить внимание: именно процесса, а недостигнутого уровня, так как профессионализм характеризует динамическое, а по статическое состояние человека!). Подчеркнем также, что траектория развития профессионализма во многом зависит от самого человека, от его отношений к себе и к миру, к другим людям, к избранному делу. Вместе с тем нельзя игнорировать особенности исторического времени и его требования. Новыми социокультурными условиями инициированы новые свойства профессионального самосознания педагогов — субъектов практической педагогической деятельности: рефлексивность, критичность, ответственность, диалогичность.

Специфика постклассической рациональности заставляет кардинально пересмотреть и роль субъекта научного познания по сравнению с "классикой", Путсиодным понятием здесь также может послужить категория ответственности. В классической концепции рациональности субъект поставлен в познавательную ситуацию, защищающую его от принципиальных ошибок статусом научного знания. Но именно в этом стремлении отказаться от свободы, застраховать себя от риска и ответственности, переложив последнюю на авторитет заданных норм и критериев, находится источник для непрекращающейся критики классического рационального когнитивизма, имеющей давнюю историю.

Все сказанное выше позволяет представить функцию трансмиссии социальных норм как работу гражданского сознания педагогов (практиков и теоретиков), их воли и деятельности по освоению рефлексии над ценностными основаниями социального опыта (не исключая и опыт личный), их усвоению и закреплению в структуре собственной личности. Только так можно придать этому процессу осознанность, целевую направленность и педагогическую содержательность. Проще говоря, это означает, что обязанностью педагога становится непрерывное самосовершенствование всех его профессиональных и человеческих качеств с последующим "присвоением" их новыми поколениями.

С позиций нового мышления включение ответственности в перечень профессиональных качеств личности педагога существенно изменяет ее тип. Если классическим стилем мышления была предопределена ответственность ретроспективного типа (наступающая позже совершенного действия), то нарождающийся неклассический стиль инициирует ответственность перспективного типа (проектирующую определенные моральные обязательства).

После подробного комментария общей для всех категорий педагогов и основополагающей функции трансмиссии социальных норм не составит большого труда вычленить социальные функции ученых-педагогов.

1. Распространение среди населения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества. Актуализация этой функции обусловлена следующими обстоятельствами. Современное российское образование находится в состоянии перманентного инновационного поиска. Педагогические инновации существовали и в прежние времена, но образовательная реформа резко повысила их количество и масштаб. Отделять проблемы реформирования образования от проблем реформирования общества в целом, в других его подсистемах, — занятие малопродуктивное и неперспективное. Б.С. Гершунский справедливо заметил; "Школа и общество неотделимы. Это — одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока еще не осознаются сполна. Отсюда и наивные даже по своему замыслу попытки реформировать, трансформировать, стандартизировать, дифференцировать, деполитизировать, патриотизировать и т.д., и т.п. систему образования в одной отдельно взятой стране, регионе, штате или школе в надежде па решение каких-то локальных, собственно образовательных или воспитательных задач вне решения задач более общих, глобальных, общественных, цивилизационных..." [9, с. 5]. Другой вывод, логично вытекающий из предыдущего контекста, заключается в том, что реформирование образования требует массового распространения системы ценностей, ориентированных на прогресс образования и общества.

Вызов современности ставит научных работников в области педагогики перед необходимостью публичных выступлений в СМИ, в научных, публицистических и научно-публицистических изданиях, па конференциях, в дискуссиях о ходе реформы образования в стране, о ценностных обоснованиях разрабатываемых образовательных проектов в контексте повой социокультурной реальности и новых ценностей в обществе. Содержание рассматриваемой функции не ограничивается предъявлением сообществу новых ценностей, но предполагает разъяснение людям того, что происходит в первую очередь в сфере образования, а через нее — в пашем обществе, разъяснение того, что мешает, и того, что способствует прогрессу.

2. Зондировании общественного мнения. Попытки предлагать инновационные мероприятия без знания общественного мнения, выявления па этой основе потенциальных заказчиков и адресатов и без учета их ценностно-целевых ориентации в этой сфере, равно как и в других, бесперспективны. Именно поэтому реформа в образовании то и дело пробуксовывает. Поэтому, чтобы добиться успеха в деле модернизации образования, нужно принимать в расчет ценности всех вовлеченных в инновационные мероприятия групп и научиться извлекать из них позитивное содержание,

Зондирование общественного мнения тесно связано с распространением среди населения системы ценностей, ориентированных па прогресс образования и общества.

3. Демонстрация достижений педагогической пауки. Только изучать общественное мнение недостаточно. Не меньшее значение имеет и его формирование. Большими возможностями влияния на общественное мнение обладают радио, телевидение, пресса, в слабой степени используемые учеными-педагогами. Очевидно, исследователям в области образования нужно смелее лоббировать интересы общества, образования и педагогической пауки, тем более, что у педагогики есть для этого необходимые культурные ресурсы. Сегодня для нас мог бы быть поучительным опыт прошлых лет, когда активно функционировало издательство "Знание", под эгидой которого регулярно и длительное время выходили в свет популярные брошюры рубрик "Педагогика и психология" и "Педагогический факультет".

4. Защита педагогического сознания от мифологизации. Для начала определим исходное понятие — понятие мифологизации. Вслед за Е.Л. Чертковой под мифологизацией будем иметь в виду конструирование или фабрикацию нужного результата и представление его в наукообразной форме. Между тем, своим происхождением миф может быть обязан как научному, так и обыденному сознанию. Педагогическое сознание довольно богато мифологическими представлениями. В житейской практике россиян до сих пор распространены такие мифы о воспитании и образовании, как "хороший ребенок — это послушный ребенок", "непослушный ребенок — плохой, упрямый", "ребенок должен слушаться взрослых!", "родители {учителя, начальники) знают лучше", "хорошее образование — основа и гарантия обеспеченной и счастливой жизни", "родители должны жить только ради своих детей, думать о себе — эгоистично и непозволительно" и пр. В основе мифотворчества — острый конфликт между желаемым и действительным, который не находит позитивного разрешения. Не обнаруживая реалистических стратегий собственной деятельности, человек замещает их ориентирами, лежащими в иррациональной плоскости. По этой причине подобные приведенным выше сентенции проникают и в педагогическую науку сквозь "щели" в ее рациональном фундаменте.