Смекни!
smekni.com

Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (стр. 4 из 13)

Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых. [39]

Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Таким образом, проблема сиротства в России остается актуальной и требующей внимания, как государства, так и общества в целом.

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным экспертов, в России отмечается заметный рост числа брошенных детей.

Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. [24]

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое здание культуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества".

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях, - социальных сирот. Социальное сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России.

Термин "Социальное сиротство", широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.[16]

В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства - социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества.[38]

Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархальных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию женщин, приводит к распространению среди них мужских пороков - алкоголизма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому отторжению от ребенка.

Существует три основных источника социального сиротства.

Первый путь - это добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка.

Второй путь - принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав.

Третий путь - утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей, - это так называемые "отказные" дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители.

Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери.

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения.

Прежде всего, у большинства "отказниц" не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в грубости, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается "по наследству".

Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня.

Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных "традициях". Ханжеское отношение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судьбы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей.

Наиболее важное место для "отказниц" занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное, - потребительское отношение к жизни.

Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возмещения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности, формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других. [40]

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей.

Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде.