Смекни!
smekni.com

Технология художественной обработки древесины на уроках труда (стр. 4 из 4)

Необходимо иметь и металлические масштабные линейки длиной 150, 300, 500 мм.

Для выверки углов и угловых измерений применяют угольник (90°) и ярунок (на 45°).

Для нахождения центра заготовки применяют осевую линейку — осевой центроискатель.

Для проверки и переноса размеров на заготовку или деталь служит разметочный пружинный циркуль; для разметки цилиндра используют линейку с угловым подпором.

Разметку гребёнками применяют в тех случаях, когда необходимо изготовить много однотипных деталей, ребёнку можно сделать из берёзового или букового брусков, которые на 3—5 см длиннее заготовки. Сначала на бруске размещают центровую линию, затем на ней по линейке откладывают данные размеры детали, после чего в точках разметки вбивают тонкие гвозди до прохождения их насквозь. С обратной стороны все гвозди обязательно должны быть на одинаковом уровне и расположены строго по одной линии.

Когда заготовка примет цилиндрическую форму, гребёнку кладут на подручник и придвигают к вращающейся заготовке. Гвозди гребёнки прорежут риски сразу по всей длине, — значит, сократится время разметки.

Для повышения производительности труда и улучшения качества продукции применяют шаблоны, относящиеся к контрольным инструментам. При изготовлении большого количества однотипных деталей приходится много раз настраивать штангенциркуль, что, естественно, ведёт к снижению производительности труда. Шаблоны же прикладывают к заготовке, при этом сразу становится видно, где и сколько материала необходимо сточить.

Шаблоны можно изготовить из тонколистовых металлов, пластмассы или фанеры.

В рабочий комплект токаря в зависимости от производственной необходимости входят: карандаши, шило, кернер, молоток, киянка, напильники с крупной насечкой, рашпили и шлифовальная шкурка.

Кроме того, для токарных работ в качестве режущих инструментов применяют резцы-стамески.

По качеству обработки различают черновое и чистовое точения, от этого и зависит выбор инструмента.

Основной режущий инструмент, применяемый для чернового точения, — полукруглая стамеска; для чистового точения, подрезания торцов, уступов и отрезания деталей — косая стамеска.

Кроме них для вытачивания несложных деталей используют плоские, прямоугольные и скруглённые стамески, а также стамески-крючки.

Для контурной резьбы нужен хорошо заточенный и направленный режущий инструмент, так как подрезание приходится делать во всех направлениях заготовки. Для выполнения контурного рисунка в зависимости от его сложности применяют ножи косяки с различными углами заточки, полукруглые стамески и стамески-уголки.

Рисунок контурной резьбы — свободный и не требует расчерчивания всего поля заготовки или готового изделия. Узор сначала тщательно прорабатывают на бумаге, уточняют композицию и её детали. Затем его переносят на кальку, а с кальки тонко заточенным карандашом через копирку переводят на заготовку или поверхность изделия. Узоры в контурной резьбе можно переносить на заготовку или готовое изделие с помощью шаблонов.

Техника и приёмы выполнения контурной резьбы по нанесённому рисунку не представляют особой сложности. Отличительной особенностью является способ желобкования, заключающийся в выборке контура рисунка в виде мелких желобков двугранной или полукруглой формы. При этом желобки (канавки) могут расширяться и сужаться, быть различными по глубине, что подчёркивает выразительность рисунка.

Работать следует стоя, так как это даёт большую свободу движения. При этом заготовку или изделие необходимо закрепить на рабочем месте различными державками или зажимами.

Резьба ножом-косяком выполняется в два приёма — надрезанием и подрезанием. Косяк удерживают с лёгким наклоном лезвием к себе. Лезвие вводят в древесину и с усилием ведут по линии узора, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки.

Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Подрезание можно выполнять, повернув заготовку или изделие или отклонив руку с косяком в противоположную от надрезанного контура сторону. В результате из-под косяка выходит трёхгранная полоска — так называемая «соломка», а на заготовке или изделии получается двугранная выемка. Косяком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его в стороны и под различными углами.

При резьбе орнаментов или розеток с кривыми линиями глубину и ширину двугранных выемок делают разными, чтобы с большей выразительностью показать узор (рисунок) и его формы.

Для утончения линий косяк вводят в глубь древесины носи ком, при зауживании линий подрезку делают пяткой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема старой Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. Искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала большая, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли - галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева постоянно имело практическое назначение и совместно с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического внедрения, стают носителями настроения профессионалы, его чувств и мыслей. Человек облагораживал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи». Цвет и текстура древесины нескончаемо разнообразны, а это открывает перед мастером богатые способности выявить красы материала, не прибегая к подсобным средствам сотворения художественной композиции.

Освоение технологии художественной обработки дерева совершенствует и личность. У каждого из учеников развивается наглядно-образная память, логическое мышление, глазомер, ручная ловкость и другие качества. Формированию воли способствует работа с «неподатливым материалом и непослушными инструментами».

Учитель должен проявить немалый педагогический такт и чувство меры, направляя работу учащихся так, чтобы их учебная деятельность приносила каждому из них чувство удовлетворения. Для этого необходимо, прежде всего, систематически развивать у детей самостоятельность, постепенно усиливая в процессе обучения требования к их самостоятельной работе. Решение поставленных задач достигается при условии рационально подбираемого содержания, продуманной системы его изложения и умелого отбора соответствующих методов, форм организации и средств обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова, А., Каплан, Н., Митлянская, Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. 2-е изд. М., Высшая школа, 1984. - 210 с.

2. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. - 148 с.

3. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.- 195 с.

4. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин, А.В., М., «пектр, 1996. - 184 с.

5. Занятия по трудовому обучению: 6-7 кл.: Пособие для учителя / Волошин, Г.Б. и др.; Под ред. Тхоржевского, Д.А.. - М., 2000. - 127с.

6. Кочетов А.И. Трудовое воспитание школьников. - Минск, 1991.- 263 с.

7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

8. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

9. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1989.-155 с.

10. Полная энциклопедия художественных работ по дереву / сост. В.И. Рыженко. - М.: Оникс, 2008. - 704 с.: ил.

11. Рыженко В. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. - М., 2003.

12. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004.

13. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

14. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учебник. - М.: Академия, 2000. - 328 с.

15. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.- 95 с.

16. Технология: 6 класс / под ред. Симоненко В.Д. - Брянск, 2002.- 258 с.

17. Технология: 6 класс / под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозман. – М.: Мнемозина, 2008. - 176 с.