Смекни!
smekni.com

Труд как средство эстетического воспитания (стр. 3 из 5)

Другая не менее важная сторона – эстетика рабочего места, которая предполагает высокое качество инструментов, оборудования, материалов, культуру их содержания и использования.

Инструменты должны отвечать требованиям с точки зрения эстетического воспитания. Прежде всего, они должны доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом, должны быть удобными в пользовании. Когда работа идет легко, органы осязания на руках и группу мышц, занятые выполнением тех или иных действий, сигнализируют, что все в порядке – перегрузок и утомлений нет. Это создает физиологическую основу для возникновения эстетического чувства, так как в его появлении немалую роль играют и двигательные ощущения.

Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет пи рабочая одежда учащихся на уроках труда. Рабочая одежда не должна сковывать движений, не пачкать основную одежду и непосредственно отражаться на характере рабочих движений и их качестве, а, следовательно, на красоте самого процесса труда и его результативности. Воспитывая эстетическое чувство учащихся к труду, важно добиваться, чтобы труд стал потребностью, превратился бы в труд по «душе».

Можно выделить следующие формы и виды работ по эстетическому воспитанию:

· Рассказы, беседа, демонстрации моделей, образцов изделий и т.д.

· Выставки лучших работ учащихся.

· Кружковые и факультативные занятия.

· Посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев, оранжерей, ботанических садов.

· Соревнования и олимпиады, конкурсы по предмету технология.

· Праздники, мероприятия.

Разнообразна и тематика бесед и других мероприятий:

· Что такое цветочная аранжировка?

· История создания цветочных композиций, букетов.

· Цветочный этикет.

· Цветы в интерьере.

· Эстетика цветов.

Таким образом, отметим, что огромное возможности эстетического воздействия заложены на уроках технологии. Именно здесь дети с фантазией и желанием творят, смогут проявить все свои способности, развивая общие и профессиональные интересы.


§ 2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани

2.1 Основные текстильные материалы

Для изготовления отделочных цветов наиболее подходят ткани из натурального шелка (туаль, крепдешин, шифон, полотно, атлас, креп-сатин), а также бархат и панбархат. Пригоден для цветов вискозный и ацетатный шелк (полотняного и атласного переплетения). Из хлопчатобумажных тканей можно рекомендовать тонкий батист. Возможно изготовление цветов из синтетических тканей и трикотажа (лавсан, нитрон, нейлон). Но работа с такими материалами требует большого опыта и внимания: инструменты для каждого вида синтетического материала следует нагревать до строго определенной температуры, так как при перегреве он плавится, а при недогреве не поддается обработке. Иногда делаются цветы из «золотой» или «серебряной» парчи с гладкой фактурой. Для изготовления цветов обычно используются обрезки материалов, оставшиеся от шитья легкого платья, а также старую, уже ненужную одежду, которую следует распороть, тщательно выстирать и подутюжить. Однако для светлых цветов следует использовать только новый материал, иначе они будут выглядеть старыми, пожелтевшими, и работа пропадет зря.

Но многие из перечисленных тканей в настоящее время не продаются в магазинах. А взамен им предлагается огромнейший ассортимент новых тканей, обладающих новым перечнем свойств. Как же разобраться и не ошибиться в выборе ткани для изготовления того или иного цветка?

Для того чтобы осветить на этот вопрос проведем ряд исследований над отдельно взятыми тканями.

Ткань подкладочная. На вид ткань легкая и нежная, полотняного переплетения. После обработки желатином ткань быстро сохнет, становится прозрачной, как калька. Детали вырезаются легко, даже в 2-3 сложения ткани. Но попытка придать деталям цветовую окраску или просто затемнить основания лепестков, как у роз, не удается. Краска не растекается по ткани, а ложится пятнами. И при высыхании покрытые краской детали становятся неестественными и портят общий вид цветка. При гофрировании деталям из подкладочной ткани трудно придать форму шара, образуются складки и заломы. А после гофрирования детали довольно плохо сохраняют форму. Учитывая перечисленные недостатки и достоинства подкладочной ткани можно сказать, что из нее наилучшим образом будут выглядеть пышные и нежные цвета. Такие как, хризантема, пион, астра, которым не требуется дополнительная окраска лепестков и не так важна идеальная форма каждой детали цветка.

Креп-сатин. На ощупь ткань плотная, тяжелая, саржевого переплетения. Лицевая сторона креп-сатина похожа на атлас, что придает ткани особое благородство. После обработки желатином ткань становится очень плотной, как картон, сильно теряет благородный блеск. Придать деталям из креп-сатина цветовую окраску также не удается. Краска не растекается по ткани, образует четко выраженные пятна, стекая по диагонали саржевого переплетения. Гофрировке ткань поддается великолепно. Деталям из креп-сатина можно придать любую форму, в том числе и шаровидную. После гофрирования детали очень хорошо сохраняют приданную им горячими инструментами форму. Зная все эти качества и учитывая то, что лицевая и изнаночная сторона креп-сатина различны из него можно изготовлять одинарные цветы, не требующие окрашивания. Это ромашки, колокольчики, маки и т.д.

Шелк. Шелка бывают разные: искусственные и натуральные, на ощупь плотные и прозрачные, легкие и тяжелые. После обработки желатином шелк немного тускнеет и становится более жестким, чем был. При окрашивании деталям из шелка можно придать любые цвета и и их оттенки. Краска легко расплывается на структуре ткани, образуя естественные разводы, воссоздавая творения природы. В процессе гофрирования деталям из шелка можно придать самые разнообразные формы: трубочки, шаровидную, канавки различных изгибов на лепестках. После гофрирования детали относительно средне сохраняют форму; лучше, чем из шелка можно порекомендовать изготовление всех цветов, требующих дополнительной окраски лепестков и листьев.

Таким образом, при изготовлении цветов из ткани залогом успеха является правильный выбор ткани для определенного типа цветка, а именно: красота цветовых сочетаний лепестков цветка, его форма, естественность. Учитывая свойства рассмотренных тканей, можно порекомендовать следующее: изготовлять розы всех видов только из шелковых тканей, а именно из крепдешина; хризантемы и пионы из подкладочной, так они не требуют дополнительного подкрашивания; а из креп-сатина хорошо будут выглядеть ромашки, колокольчики и фиалки, им важно сохранить красивую форму.

2.2 Обработка горячими инструментами

Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом – гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов. Освоение ее дается постепенно, по мере накопления опыта. Прежде всего, чтобы не сжечь и не испортить деталь, необходимо проверить нагрев инструмента. Лепестки перед гофрировкой следует слегка увлажнить, что существенно облегчает работу и улучшает качество гофрировки. Для увлажнения лепестки кладут между двумя влажными полотенцами на несколько минут. Причем, чем толще ткань, тем дольше они должны увлажнится, но держать продолжительное время в полотенцах лепестки не следует, так как мокрый желатин прилипает к инструментам. Каждый лепесток обрабатывают, пока он не высохнет, в противном случае он может деформироваться.

Бульки. Увлажненный лепесток кладут на мягкую резиновую или поропластовую подушку и надавливают на него сверху нагретой булькой, одновременно вращая ее вокруг оси ручки в ту и другую сторону. На лепестке при этом получается углубление в виде части шарообразной поверхности. Чем сильнее нажимать на ручку бульки, тем оно будет глубже. Если же при этом продвигать бульку вдоль (или поперек) лепестка, можно получить углубление овальной формы. Булькой часто пользуются для создания волнистых краев лепестка. Для этого по краю лепестка делают мелкие углубления поочередно с лицевой стороны и с изнанки. После проведения по краю лепестка небольшой булькой, он отогнется.

Ножи. (одинарные и двойные). Обычно детали цветов обрабатывают ножами на жесткой резиновой подушке. Лезвие ножа при гофрировке должно быть перпендикулярно к плоскости подушки. Для получения гофрированной поверхности наносят вначале канавки на лицевой стороне листа, затем лист переворачивают вверх и делают канавки в промежутках между лицевыми канавками.

Крючки. Для отгибания края лепестка его кладут на полужесткую подушку и проводят крючком по краю. Чем сильнее нажим на крючок, тем сильнее закручивается край. Для плавной гофрировки края продавливают канавки, располагая их на лепестке радиально (перпендикулярно к касательной края лепестка) через равные расстояния.

Длина канавок зависит от общей формы лепестка. Нажим на крючок делают сильнее и ослабляют его к центру лепестка. Затем, перевернув лепесток изнанкой вверх, выполняют такие же канавки в промежутках между лицевыми канавками. Размеры волн гофрировки зависят от диаметра проволоки крючка. Крючком выполняют продолговатые выпуклые и вогнутые поверхности на лепестках.

Утюжки. Ими работают так же, так и крючками, но в узких местах лепестков и листьев, где длинным крючком работать неудобно. Утюжками работают на полужесткой подушке.

Конусы. Конусами работают на полутвердой подушке. Применяют, например, при формировании цветов типа колокольчик острие конуса направляют к нижнему концу цветка. При этом боковая поверхность конуса кругообразно выглаживает раструб венчика.