Смекни!
smekni.com

Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности (стр. 10 из 11)


Приложение № 2

Игра «Два Мороза»

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос».

Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы – два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я – Мороз Красный Нос,

Я – Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

и начинают перебегать из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

Игра «Тише едешь - дальше будешь»

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

Игра«Караси и щука»

Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».

Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15—18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».


Приложение № 3

Игра «Морской бой»

Игра проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10x10 клеточек. Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки – цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы. В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица – карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах». Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.


Приложение № 4

Лабиринт «Разминка»

Все тупики (слепые проходы) в нем были уже заштрихованы, а главнейшие пути указаны точечными или штриховыми линиями. Детям давалось задание: «предстояло сначала идти от А к С, а потом от Fк В.«Когда вы подойдете к С, у вас появятся три дороги, обозначенные 1, 2, 3 — дороги до D. Аналогично дойдя до Е, вы увидите три дороги, обозначенные 4, 5, 6, дороги до F. Прошли?». (12, с. 142)

Лабиринт «Хижина»

Найдите выход из этого коварного леса. Начинай поиски от хижины. Удачи вам! (12, с. 143)


Приложение № 6

Внеклассное мероприятие «Огонь – друг и враг человека» в 4 классе

Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности. Научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара. Формировать волевые качества учащихся: ответственность, упорство, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность,самостоятельность.

Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житкова «Пожар в море».

Организовать выставку рисунков на тему «Осторожно, огонь!», объявить конкурс на лучшее сочинение «Огонь — друг и враг человека».

Пригласить на классный час инспектора пожарной части.

Ведущий. Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И, тем не менее, количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.

Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если пожар все же произошел.

Для начала произведем игровуюразминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: «Это – я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат.)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат.)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова.

Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар.

А сейчас прервем наш рассказ о пользе и вреде огня. Предлагаю провести веселую игру-эстафету «Юный пожарный». Пригласим две команды по три человека. Каждый участник команды проходит определенный этап, передавая друг другу эстафетную палочку.

1-й этап. Ученик быстро подбегает к стулу, на котором сложена боевая одежда пожарного (имитация одежды), и быстро надевает ее.

2-й этап. После передачи эстафеты второй участник подбегает к стулу, садится, берет в руки катушку и, наматывая на нее веревочку, ведет детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.

3-й этап. Ученик с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымленного помещения».

Подведение итогов.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,