Смекни!
smekni.com

Формирование милосердия у подростков (стр. 4 из 7)

Средний уровень имеет следующие черты:

- верно сформированные представления о милосердии и сопутствующих качествах;

- существование положительной мотивации к милосердным поступкам;

- проявление милосердия по отношению к близким, знакомым людям (родственникам, друзьям) и редко в отношении к незнакомым людям.

Низкий уровень:

- поверхностные представления о милосердии; не верные, искажённые;

- отсутствие навыков милосердия, мотивации к совершению милосердных поступков (милосердие на словах).

Для реализации данной части эксперимента были подобраны следующие методы:

- анкетирование (для получения данных со слов обследуемых, определения их отношения к милосердию и его проявлениям через развёрнутые ответы;

- составление понятийного словаря (для определения уровня знаний, представлений о милосердии с оттенком личностного отношения к понятиям);

- сочинения (для выявления представлений о милосердии, его проявлениях; мотивации);

- наблюдение (способствовали определению степени проявления навыков милосердия через общение и деятельность);

- беседа (с учащимися, родителями, учителями с целью составления представлений о поведении ребят дома и в школе).

На данном этапе эксперимента контрольная и экспериментальная группа находились на одинаковом уровне развития милосердия.

В ходе констатирующего эксперимента установили, что многие ученики не имеют чёткого представления о милосердии, его проявлениях, их мотивация к совершению добрых поступков снижена. Это нашло отражение в следующих результатах.

В опросных листах на вопрос о значение милосердия в жизни личности 10 % затруднились с ответом, большая часть ответов (71%) сводилась к описанию качеств присущих милосердному человеку (доброта, жалость, понимание), редко, в 19% ответов, было указано, что милосердие проявляется в поступках (приложение №2)

При составлении понятийного словаря (приложение №3) с определением милосердия у 20% возникли трудности, а 80% ответивших приравнивают это понятие к доброте; встречаются и такие ответы как «хорошее отношение к человеку», «понимание», «желание помочь» (приложение №4)

Так же ребятам было предложено определить значение слов доброта и гуманизм, так как они очень близки по значению с милосердием. Согласно нашим ожиданиям учащиеся приравняли эти понятия либо затруднились с ответом. Доброту 20% приравняли к милосердию; 25% дали определение «добрый человек», которое не является раскрывающим смысл слова; 45% затруднились ответить; встречались такие ответы: «хорошее отношение к человеку», «доверие любому человеку».

Гуманность описать затруднились 58%; как человечность и справедливость определили - 20%, остальные ответы были не точными: «проявляют люди друг к другу», «проявление доброты». На наш взгляд, отсутствие представлений о данных понятиях связано с недостатком воспитательной работы по формированию милосердия и по объяснению различий между ними.

В современной воспитательной системе большое внимание уделяется анти - наркотическому и анти - алкогольному воспитанию, а так же организации развлекательных мероприятий, но при этом нет целенаправленной работы по воспитанию общечеловеческих ценностей, в том числе и милосердия.

Кроме этого, поверхностность знаний объясняется особенностями возрастного развития. Взрослые - учителя, родители пытаются насаждать свои ценности подросткам, от ученика требуют доброты, милосердия, но не объясняют, почему это необходимо, а подросткам необходимо разъяснять требования. Таким образом, происходит отторжение ценностей взрослого мира.

Доминирующей деятельностью данного возраста является завоевание авторитета среди сверстников, вызываемая потребностью признания.

В связи с этим можно отметить, что меньше всего затруднений вызывало определение понятия дружбы, только 25% затруднились с ответом: остальные 75% учащихся дали развёрнутое описание данного термина: «понимание между людьми», «доверительные отношения и помощь», «много общего между людьми».

Если мы обратимся ещё раз к описанию подросткового возраста, то увидим, что ему свойственна агрессивность, поэтому проявления милосердия идут в разрез с приобретением признания.

Подтверждение этому было найдено при проведении беседы «Необходимо ли милосердие?» (приложение №5). Большинство ребят утверждало, что милосердным быть не нужно, потому что «остальные обнаглеют и будут тобой пользоваться в своих целях», «ты будешь им помогать, а они наоборот тебе мешать».

Помощь окружающим независимо от отношения к человеку рассматривается как проявление слабости, что вызывает негативное отношение к собственной личности. Это, на наш взгляд, обуславливается тем, что жизненный опыт учащихся ещё мал, и он создаётся в сегодняшней социальной ситуации, когда одним людям действительно требуется помощь, а другие её вымогают у государства и богатых людей. Подростки, в большинстве, не в состоянии отличить эти две категории людей и поэтому у них складывается негативизм к проявлениям милосердия.

Из всех предложенных определений наиболее трудными для объяснения терминами были: любовь к ближнему, эмпатия и сострадание. С определением этих слов затруднились 50%; остальные ответы были нечёткими, отражающими отдельные стороны понятий. Например: сострадание - «человек выражает соболезнования», «то же, что и милосердие».

Самое удачное определение эмпатии следующее: «сочувствие, понимание человека, который попал в неприятность».

Подобные результаты связаны со знанием понятий на уровне представлений и неспособностью выразить их чётко на бумаге.

Возможно, это отражение того, что дети редко встречаются с данными понятиями в практической, повседневной деятельности, либо не обращают на них внимание. В современной ситуации ценность составляют иные качества: напористость, деловитость, целеустремлённость. Такой образ преподносится средствами массовой информации как идеал человека в условиях «рыночного капитализма». Подводя итог можно сказать, что знаниями о милосердии и сопутствующих качествах ученики владеют слабо. Представления расплывчаты, иногда отмечаются лишь стороны понятий. В целом представления о милосердии имеются, но в среднем 40% испытуемых затруднились с ответом.

Для выявления отношения к милосердию, мотиваций совершения добрых поступков (по мнению учеников) мы так же использовали опросные листы (приложение №6) и беседу. Используя элементы самоанализа ученики отвечали на вопросы: «Как вы думаете, вы милосердны, почему?». Около 55% затруднились с ответом и обосновали это тем, что люди в наше время вообще жестоки или фразой «со стороны виднее»; нет - ответили 20%. не всегда 25% и только 10% считают себя милосердными, так как помогают своим знакомым и друзьям. То есть, провести рефлексию ребятам было трудно.

Мы связываем это с возрастными особенностями, так как навыки рефлексии у подростков ещё не развиты, а так же это вытекает из незнания чёткого определения милосердия.

Ещё одним вопросом, направленным на выявление мотивов совершения добрых поступков был следующий: «Почему люди совершают милосердные поступки?». Ответы распределились так: 45% - не знали ответа, а оставшиеся ответы были примерно следующими: «наверно им приятно», «потому что они добрые», «для того чтобы стать другой». Нужно отметить, что большинство ответов были направлены на подтверждение своего положения в группе, то есть совершают добрые поступки для поддержания дружбы или из-за других внешних причин.

Можно сделать вывод, что мотивы поведения у учеников преобладают внешние, а не глубоко моральные.

В ходе беседы эти результаты подтвердились, многие из ребят отмечали отсутствие высоких моральных побуждений и людей и мотивы совершения добрых поступков сводили к корысти, материальной выгоде. Были мнения о том, что когда делаешь человеку приятно, помогаешь ему, то и самому приятно, даже если знаешь, что взамен ничего не получишь. При выяснении причин утверждения, что милосердным быть трудно мы увидели: обоснование состоит в том, что ребята редко видят проявления милосердия по отношению к ним, а многие требуют помощи, особенно пожилые люди.

Подросткам трудно понять, почему пожилые люди не могут порой выполнить элементарные вещи и требуют помощи, так как у ребят плохо развита эмпатия по отношению к данной категории людей.

Предполагая причины того, что дети редко видят заботу, проявляющуюся по отношению к ним, можно упомянуть, что многие родители заняты работой, а это ведёт к сокращению времени общения с детьми и зачастую отдалением родителей и детей. Таким образом, отношение к милосердию положительное, если его проявляют по отношению к детям, но их навыки милосердия не развиты, так как существуют затруднения в его выражении. Причиной вышеописанной ситуации можно назвать страх подростков раскрыться и быть использованным. В ответах проявляется потребность в снижении агрессивности обстановки, её смягчении.

Существует мотивация к совершению добрых поступков, но она плохо развита, так как не поощряется ни в школе, ни дома.

Для выявления действенно практического аспекта милосердия нами были использованы беседы с родителями и учителями, наблюдения.

Как мы и предполагали учителя отметили высокую агрессивность учеников, проявляющуюся в общении со сверстниками, но в то же время преподаватели выделили сплочённость коллектива и способность учеников помогать друг другу в сложных ситуациях. Во время наблюдения нами так же было замечено, что ребята грубо обращаются друг с другом, употребляют бранные слова, но для них это норма общения. Дети, по их словам, знают, что подобный стиль общения не отвечает общественным требованиям, но они «так привыкли», поэтому грубое обращение для них норма. Возможно, это связано с влиянием массовой культуры нашего времени на подростков, так как данный возраст к ней очень восприимчив.