Смекни!
smekni.com

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла (стр. 4 из 9)

1.2.1 Русская народная вышивка

В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье.

Широко известны мастерицы Владимирской, Калужской, Архангельской, Новгородской областей. Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В этих районах сложилась своя школа народного творчества. В вышивках мстерских и саратовских мастериц активно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узоры с преобладанием красного тона. В Торжке вышивают золотыми нитями.

Отличается и техника вышивки. Кроме глади, шитья набором, распространено двустороннее шитье, цветная перевить, ажурная мережка. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность, что создается составлением узких и широких полос со звездами-розетками на краях скатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков, листьев и трав. В мстерской вышивке искусно сочетается свободный растительный орнамент с сетками и мережками, акцентирующий лепестки и сердцевины цветков. Они еще более подчеркивают богатство растительных форм, легко и изящно разбросанных по изделию.

Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для рисования. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразие и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста.

В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотой нитью и речным жемчугом (до 18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанечка, на лямках - коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой платок с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.


1.2.2 Украинская народная вышивка

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування.

Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат.

Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бесарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

1.2.3 Тканые орнаменты стран Балтии

Орнаментальное искусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народного крестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережно сохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаются органическим слиянием эстетического начала с практической необходимостью вещи, что создает неразрывное единство формы и содержания украшений предметов народного быта и повседневного костюма.

Ассортимент и орнаментация тканых предметов прибалтийских народов имеет много общих черт, однако в творчестве каждого из них издавна сложились свои национальные особенности наборов узорных фигур, их композиционных принципов и цветового строя. Воспитатель может использовать прибалтийские узоры при обучении детей старшего дошкольного возраста аппликации.

Тканые изделия Латвии характеризуются гармоничностью, теплыми тонами цветовой гаммы, обилием разновидностей геометрического орнамента. Они широко применяются в оформлении декоративных тканей, для изготовления полотенец, покрывал, дорожек. Из ткани шьются национальная одежда и ее дополнения: шали, ленты, пояса.

Орнаментация тканей создается сочетанием горизонтальных и вертикальных цветовых нитей. Они образуют различные клетки, фигуры квадратов, комбинации полос, многообразных розеток. Благодаря разным сочетаниям фигур и цвета передают целую гамму настроений.

1.2.4 Вологодское кружево

Под вологодским кружевом понимается русское кружево вообще.

Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность.

Русское кружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу кружева.

Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народного текстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

История проявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремеслом.

Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.

Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы- полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.

В работе нет возможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можно использовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждый народ имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодское кружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, в пособиях по кружевоплетению.