Смекни!
smekni.com

Формирование экологической культуры старшеклассников (стр. 2 из 2)

Так, при изучении литературы на разных исторических этапах ее развития возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимодействия личности и окружающего ее мира. Древнерусская словесность отражает средневековый тип отношения к природе, сочетающий языческие и христианские начала, основанный на одухотворении и персонификации всех природных явлений. В "Слове о полку Игореве" плач Ярославны обращен к Ветру, Солнцу, которые должны помочь Игорю выбраться из плена. XIX в. ставит нас перед проблемой критического противостояния человека и природы. Драматический конфликт между ними остро чувствуют и показывают в своих произведениях Ф.Тютчев, И.Тургенев, Л.Толстой. Экологические проблемы в литературе конца XX в. напрямую связываются с проблемами нравственными, с проблемой духовного здоровья личности и выживания нации. Защита природы означает защиту человека в самом себе. Интеграция содержания литературного и экологического образования позволяет учащимся не только понять и рационально объяснить, но и глубоко пережить последствия экологического кризиса, почувствовать заинтересованность в его преодолении. Старшеклассники не только приобретают необходимые им экологические знания, но и открывают в них личностный смысл.

Такой же богатый материал для понимания экологических проблем дает и история. Во-первых, именно благодаря историческим знаниям в сознании учащихся создается наиболее общая модель эпохи, ее политическое, экономическое и культурное "лицо". Во-вторых, отражая важнейшие вехи развития человечества, история содержит сведения об особенностях взаимоотношений природы и цивилизации, о различных способах производства, освоения природы, о характере землепользования, государственных нормативных актах, регулирующих отношение к природе.

Однако многопредметная модель также имеет свои ограничения. Очень часто экологическая информация, представленная в программах и учебниках по различным предметам, фрагментарна, ряд понятий вводится еще до того, как учащиеся получают необходимые естественнонаучные знания, позволяющие интерпретировать экологические явления. В отсутствие самостоятельного экологического курса нельзя говорить о формировании целостной картины мира, систематических представлений о природе.

Смешанная модель считается более перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.

На старшей ступени целесообразно создание интегральных образовательных пространств, организуемых на основе синхронизации программ по отдельным учебным дисциплинам, что позволяет моделировать процессы, происходящие в культуре и природе, средствами образования. Традиционно в школьной практике существуют "две культуры", обладающие разными языками: культура естествознания с преобладанием научного метода и культура гуманитарная, основанная на образном мышлении. Но в современной ситуации актуализируется проблема их взаимовлияния. Гуманитаризация естественнонаучного образования есть процесс его "очеловечивания", раскрытия его гуманитарного аспекта. Он призван в науки, ориентированные на изучение природы, включить человека и его деятельность, показать неоднозначность результатов научно-технического прогресса.

Необходимость эколого-гуманитарной ориентации естественнонаучного образования продиктована потребностью заново определить смысл постижения человеком фундаментальных законов мироздания, внести в методологию познания природы оправдавшие себя в других сферах гуманитарные регулятивы. Среди таковых — отказ от незыблемых истин, включение науки в систему культуры, множественность мировосприятия и диалогичность как стиль мышления эпохи, целостность и социальная ориентация познания, эстетические критерии истины, идеал творческого отношения к науке.

Многие аспекты гуманитаризации естественнонаучных дисциплин уже разработаны, созданы соответствующие учебные программы. Образцом может служить курс С.Чандаевой "Физика и человек". Гуманитаризация физики осуществляется путем включения в содержание ряда вопросов, связанных с рассмотрением человека как субъекта и объекта физического познания.

Интересен также курс С.Макшинского "Единство мира в школьном классе". В нем достигнут синтез физики, химии, биологии, астрономии, философского и историко-научного, исторического и современного знания; сочетание художественного и научного, научного и религиозного восприятия мира (включены вопросы физики Аристотеля и квантовой механики, учение Вернадского, проблемы возникновения христианства и ислама, "Божественная комедия" Данте и "Диалог о двух важнейших системах мира"). Курс содержит задания на определение различных методов познания и их сравнение. В программе сделана попытка соединить научную, религиозную и художественную картины мира, приблизиться к пониманию проблемы взаимопроникновения культур.

Эффективность экологического образования зависит не только от правильного отбора его содержания, но и от форм организации учебного процесса, используемых методов обучения. Экологическая направленность достигается и введением новых курсов, и включением в содержание школьных предметов дополнительной экологической информации, и качественным преобразованием самой познавательной деятельности учащихся. Условием возникновения гуманитарной экологической позиции старшеклассников является вовлечение их в решение такого ряда познавательных задач, которые обеспечивают выход за пределы непосредственно изучаемого предмета в "пограничные" сферы человеческого духа, рассмотрение учебных проблем в контексте экологии, безопасности жизнедеятельности, экономики, социальной инженерии, нравственности. Изучение экологической проблематики в старшей школе должно носить эвристический характер.

Средствами актуализации личностной позиции обучаемых являются диалог и имитационно-ролевой подход при решении задач. Многоаспектность проблем, разнообразие моделей, объясняющих природные явления, закладывают основы диалогического мышления. Огромными возможностями в контексте воспитания экологической культуры наделен метод проектов. Он позволяет формировать исследовательские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивает непосредственное знакомство с природой родного края. Темы проектов, предлагаемые старшеклассникам, могут быть связаны с изучением экологической ситуации в городе, разработкой способов оздоровления природной среды, анализом влияния различных производственных объектов на состояние природы. Такая деятельность позволит включить учащихся в решение экологических проблем, будет способствовать развитию чувства ответственности, формированию гражданского долга, пониманию важности сохранения и приумножения природных богатств.

Использование метода проектов согласуется с требованиями деятельностного подхода и принципа связи образования с жизнью. Реализация этой технологии предполагает выработку соответствующих критериев оценки уровня экологической культуры старшеклассников. Процедуры диагностирования в современных условиях не должны сводиться к традиционным опросам и контрольным работам, ориентированным на знаниевый подход, проверяющим усвоение, а не понимание, репродукцию, а не творчество.

Таким образом, наиболее перспективными направлениями совершенствования экологического образования на старшей ступени школы считаем следующие:

- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизни в быстроменяющихся природосоциальных условиях;

- принятие общей, одинаково трактуемой участниками учебно-воспитательного процесса цели современного экологического образования в старшей школе;

- уточнение содержания обучения экологии;

- коррекцию компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования;

- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования;

- изменение подходов к диагностике результатов экологического образования старшеклассников.

Список литературы

1. Stapp W.M. The Concept of Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 1969. № 1.

2. Урсул А.Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Безопасность Евразии. 2001. № 4.