Смекни!
smekni.com

Человек как предмет педагогической антропологии (стр. 2 из 2)

Ребенок гораздо наглядней демонстрирует и социальность, и органическую взаимосвязь разных ипостасей человека. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются зависимы не только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от востребованности окружающими тех или иных качеств и способностей; от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со значимыми людьми; от насыщенности пространства его жизни общением, впечатлениями, творческой деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что «ребенок» — это синоним к слову «человек». Ребенок — это космобиопсихосоциокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно осваивающее и созидающее общественно-исторический опыт и культуру; самосовершенствующееся в пространстве и времени; имеющее относительно богатую духовную жизнь; проявляющее себя как органическая, хотя и противоречивая целостность.

Итак, рассмотрев видовые особенности человека, мы пришли к выводу, что ребенку, как и взрослому, органически присущи и биосоциальность, и разумность, и духовность, и целостность, и противоречивость, и креативность. Таким образом, равнозначность и равноправие ребенка и взрослого объективно обоснованны.

Для педагогической антропологии важно не только знание отдельных особенностей детства, но понимание того, что природа ребенка делает его чрезвычайно чувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания, окружающей среды. Такой подход к ребенку позволяет осознанно и системно применять антропологические знания в педагогике, эффективно решать проблемы воспитания и образования ребенка, исходя из его природы.

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление.

Индивидуальность - (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.

Личность - человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова), устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Рассмотрев и изучив понятия «Человек», «Индивидуальность», «Личность», можно сделать вывод, что все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, но понятие «Человек» является доминирующим и основным.

Изучив работу К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», (физиологическая часть), воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:

1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.

2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.

3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.

4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.

5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.

6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.

7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.

При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.

Изучив тему «Человек как предмет педагогической антропологии» мы пришли к следующим выводам:

1. Предметом педагогической антропологии является ребенок. Ребенку и человеку присущи общие особенности, такие как: биосоциальность, разумность, духовность, креативность, целостность, противоречивость и др. Следовательно эти понятия «Человек» и «Ребенок» являются синонимами, а значит мы вправе назвать Человека предметом педагогической антропологии.

2. Развитие и воспитание духовных и физических ценностей ребенка влияет на сознание, зарождение принципов, приоритетов, а также на будущее подрастающего поколения и всей страны в целом.

3. Каждый человек, рождаясь, является индивидуальностью, в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром он становится личностью.

4. Воспитатель должен «черпать» воспитательные воздействия из природы человека, т.е. исходить из объективных законов человеческого развития, не только сознания, чувств и воли ребенка, но и из совершенствования его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.

Список литературы

1. Бим – Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие.– М., 1998.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001.

3. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2004.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии: Опыт педагогической антропологии// Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Е. 5,6.