Смекни!
smekni.com

Этические нормы поведения в реабилитационной работе с детьми (на примере ГУ Социальный приют для детей и подростков "Ховрино") (стр. 6 из 6)

Феномен этического воспитания может быть реализован через опосредованную роль воспитательных функций по отношению к личности: гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений, активизации чувства собственного достоинства.

Действенность данных функций должна быть обеспечена приоритетностью гуманистического основания в содержании и методике целостной системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщенностью, выраженной направленностью на субъектный подход и самоопределение личности.

Это достижимо посредством разнообразия форм и методов погружения детей в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические технологии направлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребёнка в классе, школе, социуме, на становление личностной позиции, стимулирование и утверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологии предусматривают нивелирование негативных влияний внутриколлективных отношений в детской среде через создание ситуаций успеха каждому ребёнку, разнообразие приёмов, актуализирующих нравственный потенциал личности. При этом сам ребёнок как субъект этического воспитания может интенсифицировать процесс нравственного развития и тормозить его, что вызывает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в логической канве воспитания основ этической культуры ребенка.

Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающей развивающейся личности видеть истинный контекст человеческого поведения.

Этика как феномен воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.

Изучая этику, ребенок способен преломить моральные законы человеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.


Список использованной литературы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.

3. Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С. 32.

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.

5. Лященко С.М. Формирование социальной компетенции детей в условиях приюта // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 6. - С. 34-37.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

7. Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.

8. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.

9. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.

10. Ящук А.В. Педагогическое наследие и современные проблемы социальной адаптации беспризорных детей в приюте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 4. - С. 141-145.


Приложение

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети под музыку заходят в класс и садятся за столы. Девочки проходят первыми, мальчики отодвигают стулья, и подождав, когда девочки займут свои места придвигают стулья. Потом садятся сами.

II. Беседа.

Приятно всем вместе сидеть за одним столом. Верно? Постараемся все вместе порадовать наших гостей хорошими манерами. А что значит понятие “хорошие манеры”? (Это способ поведения человека, который приятен окружающим). К каким же хорошим манерам мы привыкли?

III. Чтение учащимися стихов.

Вася воспитанным парнем считался

Только что встал – поскорей причесался.

Ножик с вилкой Коля взял

И культурным сразу стал.

Катя рано утром встала

И постель свою застлала.

Когда человек зевает

Рукою он рот прикрывает.

Наш Саша хорошие манеры знает,

При встрече шляпу он снимает.

Вова же порядок любит,

завтрак съел – почистит зубы.

В школе за партой я спать бы не стал

Если бы даже очень устал.

Ну что ж, кое-что мы уже знаем и умеем. Сегодня поупражняемся в знании хороших манер за столом.

IV. Правила поведения за столом.

Вспомните, как надо сидеть за столом?

Садитесь за стол только с чистыми руками.

Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле.

Локти на стол не кладут.

Не следует играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти в трубочку.

Нельзя болтать ногами и толкать соседей.

Разговаривать во время еды.

Есть нужно не торопясь.

Молодцы, все правила поведения за столом вы знаете.

V. Сервировка стола.

Что вы знаете о сервировке стола? (Дети расставляют посуду).

Первое блюдо ( подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).

Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).

Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).

Накрываем стол скатертью.

Расставляем тарелки.

Раскладываем столовые приборы.

Раскладываем салфетки.

VI. Практическое занятие.

А теперь попробуем блюда, стоящие на наших столах.

Какой у нас красивый стол! Постарайтесь сами выглядеть хорошо за столом. А что для этого нужно помнить?

Отвечают дети:

Блюда нужно аккуратно передавать друг другу, а не тянуться за ними через весь стол.

Брать пищу из блюда нужно специальными приборами, положенными в это блюдо.

Пищу черпать, а не сгребать с блюда, чтобы следующий, кто его возьмет, не запачкал рук.

А теперь, когда мы знаем как нужно вести себя за столом, попробуем угощения и приятно пообщаемся за столом.

VII. Чаепитие.

Ребята просят подать то или иное блюдо, предлагают соседу кушанья, ведут беседу.

VIII. Игра.

Дети берут задания из “Корзины вежливости” и выполняют их.

Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдо находится далеко от вас? (Попросить соседа подать его).

Используете вы ноготь или вилку в качестве зубочистки? (Только зубочистку, и то не на виду у всех).

Если кто-то чихнет, нужно ли сказать ему : “Будьте здоровы”? (Лучше всего не обратить на это внимание).

Вы подходите к столу и хотите отодвинуть стул для себя или своей соседки. Как вы поступите? (Берем обеими руками за спинку, чуть приподнимаем и отодвигаем).

Следует ли девочке, садясь на стул, приподнимать юбку, чтобы не измять её? (Поднимать юбку не прилично).

Что делать, если Вам предложили попробовать незнакомое кушанье? (Хорошо воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяйкой блюдо).

IX. Занятие заканчивается песней.

Дети встают из-за стола. Мальчики отодвигают стулья девочек, задвигают их, а затем выходят.

X. Рефлексия.

Кто уверенно чувствует себя за столом, тот на доску прикрепит солнышко, а тот кто сомневается в своем поведении за столом, прикрепляет тучку.


[1] Котельникова И.М. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников с девиантным поведением в условиях социального приюта // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С. 32.

[2] Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007. – с. 85.

[3] Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 127ю

[4][4] Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – с. 130.