Смекни!
smekni.com

Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края (стр. 3 из 12)

Следует признать, что характерным для советских историографов 30-х – 50-х гг. было стремление показать позитивную роль Коммунистической партии, ее неустанную борьбу во имя блага народа. Дошкольное учреждение в этом процессе занимало одно из главных мест. Воспитательскому корпусу отводилось место как революционной силе, преданной идеалам ленинской партии и рабочего класса. Вместе с тем, практически не затрагивалось исследование регионоведческого материала.

В 70-е – 80-е гг., несмотря на расширение источниковой базы, объективного осмысления партийных решений в образовательной области не допускалось. Применительно к учительству, анализировались лишь основные направления и формы повышения его идейно-теоретического уровня. Широкое отражение находила тема взаимодействия партии и интеллигенции, особенно преподавателей региональных педагогических вузов страны.

В начале 90-х годов появляется ряд исследований, в которых исследование локального исторического прошлого рассматривается более основательно, объективнее, без идеологических доминант советской системы. Этот историографический период характеризуется переоценкой роли партийного диктата в управлении школьным образованием. Активно привлекается при этом анализ идей западной гуманитарной науки. Необходимо выделить труды Ю.А. Полякова, в которых автор прослеживает перестроечные изменения в массовом историческом сознании и профессиональной историографии, ищет ответы на спорные вопросы нашего прошлого, прогнозирует будущее.

Для отечественной историографии начала XXI века характерен отход от политической ангажированности и многообразие подходов к регионально-национальной истории. Среди работ этого времени надо отметить монографию Е.Б. Заболотного и В.Д. Камынина, которая посвящена состоянию современной исторической науки и новым мифам идеологизированного сознания.

Особое место в историографии исследуемой тематики занимают работы, посвящённые становлению регионально-национального образования в дошкольных учреждениях СССР и РФ. Следует отметить, что до середины 1950-х гг. специальных исследований, посвященных историческому процессу становления национального образования на Юге России не было.

В период оформления застойных явлений в общественном развитии (1980-е гг.) предметом глубокой проработки стали вопросы не только культурного развития, но и подготовки учителей-специалистов высшей квалификации. Вместе с тем, эти работы, выполненные в соответствии с требованиями советской историографии, несли на себе отпечаток жестких методологических оценок и не всегда учитывали соответствие состояния дошкольного образования потребностям общества.

Перестроечный период являл собой появление исследований, отражающих новые взгляды на важные аспекты истории просвещения и образования, возросло внимание историков к образовательному процессу и учительству (З.Г. Дайч, Г.Б. Корнетов, Э.Д. Днепров). Стали публиковаться материалы обобщённых краеведческих изысканий, среди авторов которых немало было учёных-энтузиастов – представителей других наук. Работы отражали ценный материал по истории, культуре, природным условиям отдельных регионов.

В постсоветский период история становления дошкольного образования в отдельных регионах и автономных национальных образованиях актуализируется в диссертационных работах М.Д. Аухова, К.А. Ахмадовой, А.Н. Боева, А.В. Григорьевой, Ф.Г. Гаджиевой, М.Е. Игнатова, Н.А. Козловой, Т.В. Ратушняк и др. Эти фундаментальные исследования в основном посвящены общим проблемам становления и развития образования в национальных регионах, охватывают, лишь отдельные исторические периоды и не рассматривают дошкольный региональный компонент в контексте его становления и развития. [11.41]

В постсоветский период фундаментальным изучением особенностей этнографической истории занимаются кафедры ведущих региональных ВУЗов по различным направлениям научно-исследовательской работы.

Таким образом, если в советский период появление первых разрозненных сведений о национально-региональном образовании страдало идеологической ангажированностью, усечённостью и не всегда было достоверным, то в настоящее время социокультурный подход в изучении региональной истории дошкольниками только начинает формировать исследовательскую базу, посвященную сравнительному анализу динамики и своеобразию развития системы национального образования в советский и постсоветский периоды истории. [11.57]

1.2.2 Сущность и роль регионального компонента в ознакомлении дошкольников с историей родного края. Содержание его составляющих

В проекте "Национальной доктрины дошкольного образования" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. [43.119]

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает, в условиях Приднестровской Молдавской Республики, выражается в следующем:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. [33.96]

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. [45.115]