регистрация / вход

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Сущность и природа нравственности. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников. Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава 1. Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа нравственности

1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников

Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников

2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе

2.4. Анализ и обсуждение результатов

Заключение

Литература

Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[2,65].

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника .

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

4. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1.Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка

1.1. Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, 192].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[9,345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[9, 558].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[23, 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2, 360].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»[26, 120].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6, 170].

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.

Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,

Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения[17,109].

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И.[23,78], в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций[6,104]:

служить источником знаний,

обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию[5,90].

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен[7,50].

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания[5,190].

Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников[5,90]. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение[5,96].

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства[5,98].

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых[8,25].

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании[8,36].

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников

2.1 Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Саша Белый. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

В школе могут проводится праздники:

сентябрь (День знаний);

октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

ноябрь (Дни духовности и культуры);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотической песни);

март (Неделя малышей);

апрель (Пасха);

май (День славянской письменности).

Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 4 «а» классе СОШ №11.. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце викторины была прочитана статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

Интересно можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.

Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

2.2.Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовы­ми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позд­нюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они пони­мают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос прово­дился индивидуально.

Статистика ответов первоклассни­ков представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 че­ловека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосер­дие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «друж­ба», дети говорили, что это «люди дру­жат между собой». Очень редко в отве­тах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссо­рятся, уважают друг друга», «понима­ют друг друга», «помогают друг дру­гу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хоро­шо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь пло­хое», «когда все дерутся». Вторая груп­па ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда пло­хой»). Третья группа вновь представ­ляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем по­могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существу­ют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассни­ки включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «сво­бода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их пони­мание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.

Таблица №1

Понятия Объяснили Не объяснили
девочки мальчики девочки мальчики
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1. Счастье 9 67,7 10 72 1 32,3 3 27,9
2. Свобода 4 77,4 7 86 7 22,6 4 13,95
3. Мудрость 9 35,5 9 58,1 2 64,5 4 41,9
4.Мужество 11 54,8 10 53,5 1 45,2 3 46,5
5.Умеренность 10 32,3 5 11,6 5 67,7 4 88,4
6.cправедливость 10 61,3 8 65,1 2 38,7 2 34,9
7 Дружба 10 96,8 11 95,3 1 3,2 2 4,7
8. Добро 11 93,5 13 79,1 0 6,5 0 20,9
9. Зло 11 90,3 10 88,4 1 9,7 3 11,6
10. Милосердие 5 22,6 4 37,2 8 77,4 8 62,8
11. Долг 1 67,7 3 76,7 10 32,3 10 23,3
12. Вина 5 48,4 13 69,8 6 51,6 0 30,2

2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.

Программы духовно – нравственного воспитания с 1 –го по 4- класс

1-ый класс

Форма общения.

1.Доброе слово что ясный день.

2.Ежели вы вежливы,

3.Когда идешь по улице.

4.Узнай себя.

5.Нам счастья не сулит обида чья-то.

Отношения к окружающему.

1 .Путешествие в волшебную сказку.

2-Я могу быть волшебником.

3.Маленькое дело лучше большого безделья.

4.Любимый уголок родной отчизны.

5.У каждого народа свои герои.

6.Мы соберём большой хоровод.

7.Я люблю маму милую мою.

8.Поздравляем наших мам: коллектив­ный праздник.

9.Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1.Если радость на всех одна.

2.Мой класс - мои друзья.

3.Самолюб никому не люб.

4.Поиграем и подумаем.

5.0 дружбе мальчиков и девочек.

6.Путешествие в мир мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое заня­тие).

2-ой класс.

Форма общения.

1.Если песни петь, с ними веселей.

2.Добрым жить на белом свете веселей.

3. Добро творить - себя веселить.

4-Подумай о других.

5.Подарок коллективу.

6.Делу - время, потехе - час.

7.Чего в других не любишь, того и сам

не делай.

Отношения с окру­жающими.

1 .Подари другому радость.

2.0т чего зависит настроение.

3.Не стесняйся доброты своей.

4.Мой дом - моя семья.

5.В труде человек хорошеет

6.Все на белом свете солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Отношения в коллек­тиве.

1 .Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

2.Советуем друг другу.

3.Общее и особенное для маль­чиков и девочек.

4.Поговорил бы кто со мной.

5.Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).

6. Делаем газету (итоговое заня­тие).

3-ий класс.

Форма общения.

1.Здравствуйте все.

2.Будем беречь друг друга.

3. Дружим с добрыми словами.

4.Любим добрые поступки.

5.Подари учителю дело и слово доброе.

6.Умеем общаться.

7.Каждый интересен.

8.Подарок коллективу (коллек­тивная деятельность).

Человеческие отношения.

1.Душа - это наше творение.

2.Отворите волшебные двери добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру ведут.

4-Вглядись в себя - сравни с другими.

5. Помоги понять себя.

6.0 настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Поздравляем наших мам.

9.Цветы, цветы - в них Родины душа.

10.Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1 .Чтобы быть коллективом.

2.Коллектив начинается с меня.

3. Подарок коллективу.

4.Секретные советы мальчикам и де­вочкам.

5-Скажи себе сам.

6.Вот и стали добрей и умней.

7.Школе посвящается (заключитель­ный праздник).

Фольклорная мастерская как один из способов развития личности

Воспитание - питание души и серд­ца ребенка возвышенным, благород­ным, прекрасным. Образование - вая­ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про­цесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национально­го высыхают там, где не поют народ­ных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, со­бытия, позволяющие понять самих се­бя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содер­жания воспитательного процесса педа­гоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, за­гадках. Это мир очень яркий и выра­зительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ре­бенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады­вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народ­ной культуры в нашей школе реализу­ется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ орга­низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за­дания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело красит» -пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребен­ка в круг вопросов, которые будут об­суждаться на протяжении последу­ющих трех лет: человек и природа; че­ловек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и припев­ками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми праздни­ками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде­ния до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инстру­ментов;

- связь со школьным центром «Иг­рай, гармонь!».

Системообразующим видом дея­тельности, способствующим освое­нию традиций и ценностей русской народной культуры, является позна­вательная коллективная деятель­ность. Схему ее организации см. в ни­зу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, напри­мер, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вече­рок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для учас­тия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шу­мовых инструментов, ансамбль гармо­нистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз­витию личности ребенка, его познава­тельного, коммуникативного, нрав­ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь­ников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

Задачи:

- воспитывать у детей чувство друж­бы и товарищества;

- развивать коммуникативные на­выки, речь;

- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор выре­занных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на ка­кую именно - вы ответите сами, про­слушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)

- Правильно. Но мы с вами не прос­то будем говорить о доброте, а совер­шим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

- Что вы здесь видите? (Пустыню.)

- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в пре­красный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!

- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы нача­ли это путешествие? (Когда родились.)

- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)

- А что вы при этом чувствовали?

- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)

- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обра­титься по ... (Имени.)

- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

- Значит, нам необходимо отыс­кать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, кото­рые приготовили для вас инсцениров­ку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

- Давайте вместе порассуждаем. По­чему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)

- Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежли­вым, .)

- Сделаем вывод: поступать с людь­ми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора ка­пельку воды и «полейте» свое семечко.

- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семеч­ком? (Оно будет прорастать.)

- Вот так и в жизни: если мы совер­шили что-то хорошее, то это не прой­дет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для од­ноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя).

- Итак, мы сейчас еще раз убеди­лись в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я счи­таю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «поса­дить» свое дерево.

- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами пред­стали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одина­ковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не по­хожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

- У вас еще остались цветочки. На­пишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.

- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепест­ке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.

- Кто не постесняется назвать эти качества?

- А что нужно делать для того, что­бы стать таким человеком?

- Прикрепите эти цветочки на деревья.

- У нас получился красивый цвету­щий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убе­дились в том, что человек своими доб­рыми поступками, добрым отношени­ем к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и мо­им пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».

2.4.Анализ и обсуждение результатов

После целенаправленной проведенной работы по духовно – нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников.

Объяснили все понятия 24 человек. Учащихся, кото­рые совсем отказались выполнять за­дание, не было.

Второклассники, в отличие от пер­воклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умерен­ность» и «милосердие».

Счастье связывается школьниками второго года обучения с праздником, с радостью, везением: «это когда чело­век радуется и ему очень хорошо», «это когда день рождения и много по­дарков», «когда кому-то все время ве­зет» . Нередко по содержанию эта кате­гория приближается к такой, как «умеренность»: «это когда человек ду­мает, что ему всего хватает», «что у не­го есть, то ему больше и не надо». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы до­статочно высокой для данного возрас­та степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день ».

Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное ре­шение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».

Существуют ли различия в объясне­ниях первоклассников и второклас­сников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифферен­цироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «ког­да общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».

Зло толкуется с точки зрения при­чинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конк­ретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной кате­гории.

В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками раз­ница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.

Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чу­жую боль» и «это богатство». Любо­пытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мыш­лении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные по­нятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил уче­ному сделать вывод о том, что они «ча­ще определяют житейское, практиче­ское значение данного термина: "Доб­ро - это есть нажитое, например хоро­шие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"» [1, с. 70]. В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее тол­кование добра как богатства встрети­лось в ответах второклассников только в единственном случае.

Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объясне­нии категорий «умеренность» и «ми­лосердие».

Динамика содержания этих пред­ставлений заключается в том, что в на­чале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представ­ление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возраст­ного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное вза­имодействие в совместной деятельно­сти. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления друж­бы («это когда два человека ходят вме­сте») к внутреннему содержанию отно­шений («когда делятся впечатления­ми», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).

Счастье все реже связывается с по­дарками и праздниками и чаще - толь­ко с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «ког­да у человека все хорошо», «жизнен­ная радость», «когда все удается».

Милосердие большинство ответив­ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че­ловеком, который всех жалеет».

Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2.

Таблица №2

Понятия Объяснили Не объяснили
девочки мальчики девочки мальчики
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1. Счастье 13 100 11 97,95 Нет 0 0 2,05
2. Свобода 6 88,9 4 89,8 7 11,1 7 10,2
3.Мудрость 6 95,2 6 93,9 6 4,8 6 6,1
4.мужество 9 93,7 9 91,8 2 6,3 2 ,2
5.Умеренность 8 12,7 11 83,7 3 87,3 2 16,3
6. справедливость 10 76,2 12 73,5 1 23,8 1 26,5
7 Дружба 13 98,4 11 93,9 0 1,6 0 6,1
8. Добро 13 98,4 11 89,8 0 1,6 0 10,2
9. Зло 13 93,7 11 95,9 0 6,3 0 4,1
10. милосердие 8 60,3 9 53,1 3 39,7 2 46,9
11. Долг 7 85,7 6 81,6 4 14,3 7 18,4
12. Вина 7 85,7 5 91,8 6 14,3 6 8,2

Приступая к анализу категориаль­ной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педа­гогической психологии о закономер­ностях формирования понятий у де­тей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.

Первый - в процессе жизнедеятель­ности ребенка обязательно формирует­ся категориальная структура духовно – нравственного сознания.

Второй - в целом, в процессе систе­матического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.

Третий - существует закономер­ность в развитии нравственного созна­ния, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновре­менность формирования основных понятий.

Четвертый - наличествует противо­речие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспита­нию и формированию граждан, уважа­ющих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.

11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.

16. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.

18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

19. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.

20. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 – 384с.

21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

22. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

Приложение №1

Фрагмент урока по математике

Учитель: “Тема нашего урока – “Проверка сложения””. Кто из вас определит, какая у нашего урока цель?

Ученики: - “Мы должны научиться проверять сложение”.

Учитель: “А с помощью чего вы определили цель?”

Ученики: “Нам помогло название темы урока”.

Учитель: “Молодцы. Совершенно верно. Чтобы определить цель урока, нужно обратить внимание на его тему. (Объясняет, какие задания нужно выполнить на уроке). Что еще нам необходимо сделать на уроке?”

Ученики: “Нужно определить порядок работы на уроке”.

Учитель: “Правильно”.

В конце урока при подведении итогов учитель задает обобщающие вопросы: “Ребята, чтобы выполнить задание, с чего мы должны начать работу?”

Ученик 1: “С анализа задания”.

Ученик 2: “Затем определить цель”

Учитель: “Молодцы, Совершенно верно”.

Фрагмент урока по математике

Использование приема при написании математического диктанта.

Учитель: “Сумму чисел 63 и 12 разделить на 3. Ребята, попробуем составить план наших действий. Для начала запишем выражение:

(63+12):3

Кто попробует назвать первое действие?

Ученик 1: “Найти сумму чисел”.

Ученик 2: “Разделить результат на 3”

Учитель: “Значит, из скольких действий состоит наше решение?”

Ученики: “Из двух, сложения и деления”.

Учитель: “Молодцы. Совершенно верно”.

Фрагмент урока по математике

Учитель предлагает решить задание:

26-16+3= 53-11-10=

“Прочитайте и ответьте – это задача или нет?”

Ученики: “Да, это задача, так как здесь есть известные и неизвестные данные”.

Учитель: “Правильно. Какой можно сделать вывод, опираясь на это задание?”

Ученики: “Примеры тоже задачи, в которых известные и неизвестные данные записаны цифрами”.

Учитель: “Молодцы”.

Фрагмент урока по математике

Устный счет на уроке

Учитель читает задачу: “Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел двух маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 6 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 2-х, и правильно ли Саша поступил?” “Отвечает Люба”.

Девочка Люба не отвечает.

Учитель: “Кто поможет Любе? Асель”.

Асель: “В гнезде было 4 птенца”.

Учитель: “А как ты то узнала?”

Асель: “Я из 6-ти отняла 2, и получилось 4”.

Учитель: “ А кто скажет, правильно ли поступил Саша? И почему?”

Серик: “Мальчик поступил правильно. Он спас двух птенцов, так как на земле им грозила опасность. Этот мальчик добрый”.

Учитель: “Молодец. Спасибо”.

Фрагмент урока по математике

Задача: З “А” класс для украшения школы в праздник Наурыз должен был сдать 75 рисунков. В классе 25 учеников. Учитель попросила всех нарисовать по 3 рисунка. На следующий день, когда собирали рисунки, оказалось, что Витя и Люба не нарисовали. Сколько рисунков собрал учитель.

Учитель – давайте составим план наших действий.

Алмат – сначала найдем сумму рисунков, которые мы не нарисовали.

Сергей – затем из общей суммы вычтем сумму недостающих рисунков.

Учитель – Совершенно верно. Айгуль идет решать на доске.

И какой же ответ?

Айгуль (на доске) – 1)3+3=6; 2)75-6=69 (рис.); Собрала 69 рисунков.

Учитель – Правильно. Витя, ты почему не пишешь?

Витя – нет ручки.

Учитель – Ребята, а скажите, можно ли так поступать, как поступили Витя и Люба?

Ученики – нет. Они подвели учителя.

Ребята, кто поможет Вите и даст ему ручку?

Дал Алексей.

Витя – спасибо.

Учитель – а за что спасибо? За ручку? Значит как к тебе поступил Алеша, по-товарищески или нет?

Учитель – как вы думаете, ответственные дети Люба и Витя или нет?

Ученики – нет, не ответственные.

Учитель – а как вы думаете, правильно ли это?

Ученики – это неправильно. Надо быть ответственными.

Фрагмент урока по русскому языку.

Учитель предлагает выполнить упражнение, в котором содержатся следующие задания: “Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите слово по составу”.

Учитель – обратите внимание на записанную памятку выполнения упражнения. (На стене висит памятка выполнения упражнения.) Памятка 1:

1.Прочитайте задачу. Выдели известное и неизвестное

2.Подумай, чему будешь учиться, выполняя это задание.

3.Вспомни правила, которые помогут тебе решить задание.

4.Составь план решения.

5.Реши задачу.

6.ПРоверь решение.

7.Определи, чему учатся, выполняя это задание.

Учитель – как вы думаете, подойдет ли такая памятка для выполнения нашего упражнения.

Ученики – подойдет.

Учитель – значит, что вы должны сделать в первую очередь?

Ученики – выделить известное и неизвестное. Известное – текст, неизвестное – вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу.

Учитель – Молодцы. Я вижу, вы понимаете, что нужно делать. Сейчас каждый делает в тетради, затем все вместе разберем.

Фрагмент урока по русскому языку.

На доске слева:

Перелетный, летчик, перелетел.

Учитель – спишите слова и разберите по составу.

Учитель – Корень, приставка, суффикс и окончание тоже являются признаками слов. Найдите общие и различные признаки. Это значит, что я перед вами поставил ...

Ученики – Цель.

Учитель – Совершенно верно. Выполняйте, потом проверим.

Перелетный пере – ; лет – ; н – ; ый – .

Летчик лет чик

Перелетел пере лет ел

Учитель – Что общего у этих слов? Чем они похожи?

Учащиеся – общие у этих слов корни и у перелетный и перелетел общие приставки.

Учитель – а что у них разного?

Учащиеся – Различные суффиксы и окончания.

Учитель – а теперь поставим себе оценку только объективную.

Фрагмент урока по русскому языку.

Учитель – как мы сравниваем части речи?

Ученики – нужно найти признаки частей речи; найти общие признаки; найти различные признаки.

Учитель – Хорошо. На доске записано предложение: “Светило ласковое солнце”. Задание – найти части речи в этом предложении и сравнить их. Как будем сравнивать? Антон!

Антон – сначала найду грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, и их различные признаки.

Каждому ученику раздается карточка.

Часть речи Что обозн. Вопрос Род Число

Солнце сущ.

ласковое прил.

Светит – глаг.

предмет

призн. пред.

действие

что?

какое?

Что делает?

ср.

ср.

ср.

ед.

--//--

--//--

Учитель – а теперь, скажите, чем похожи и чем отличаются данные слова?

Ученики – Похожи тем, что у них один род. Отличаются тем, что различные части речи и отвечают на разные вопросы, а также обозначают разное.

Учитель – подведите итог: Чтобы сравнить данные части речи, нужно…

Ученики – определить часть речи, ее признаки, общие признаки и различные.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий