Смекни!
smekni.com

История фортепианного исполнительства (стр. 6 из 7)

На обобщающем этапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросла самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий стали подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и мировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсах студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических вечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм применения проблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизному исполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно с преподавателями по классу специального инструмента. На всех этапах использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие областные центры, посещали студенческие классные вечера, выступления преподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилось коллективное обсуждение услышанного.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего, 15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и позволило составить следующую сводную таблицу:

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный, развивающий и обобщающий. Для мотивационногоэтапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающийэтап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающийэтап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний – к продуктивному.

4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. (1) Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. (2) Идентификация, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. (3) Знание, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. (4) Применение, отвечающее показателям: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

5. В процессе опытно-поисковой работы была подтверждена эффективность разработанной методики в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Это выражено возросшими знаниями студентов колледжа искусств об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, о художественных направлениях и индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве, а также повысившимися навыками практического применения данных знаний в собственной исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.

Исследование может быть продолжено в направлении дальнейшей детализации изучения периодов истории фортепианного исполнительства. Это особенно актуально применительно к последнему, постромантическому этапу, который отличается особым стилевым многообразием. Представляется возможной также экстраполяция опыта настоящего исследования на изучение аналогичных проблем иных инструментальных специализаций.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Музыка и время. – 2007. – №7. – С. 9-11. Принято к печати 27.11.2006.

2. Борейко, И.М. Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Интеграция образования. – 2009. – №2. – С. 79-81.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:

3. Борейко, И.М. Воспитание образного мышления на уроках специальности (на примере цикла «Времена года» П.И.Чайковского) [Текст] / И.М. Борейко // Художественный образ в исполнительском искусстве: тезисы и материалы IX Российских педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске «Искусство, наука и художественное образование» 25-29 ноября 2003 г. / МаГК. – Магнитогорск, 2004 . – С. 115-117.

4. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф. Лосева [Текст] / И.М. Борейко // Философия и наука: материалы V Региональной науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, г. Екатеринбург, Россия, 25 апреля 2006 г. / УрГПУ. – Екатеринбург, 2006. – С. 7-9.

5. Борейко, И.М. О задачах дисциплины история фортепианного искусства. [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Ч. 41. Педагогика: труды 2-го Междунар. форума (7-й Междунар. конф.), г. Самара, 20-23 ноября 2006 г. – Самара, 2006. – С. 30-33.

6. Борейко, И.М. Чтобы снова обрести «Золотой век» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Вып. III. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 254-258.

7. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. аспирантов, соискателей и преподавателей вузов. Вып. 8. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородской гос. консерватории, 2007. – С. 95-101.

8. Борейко, И.М. «История фортепианного искусства» – плюрализм мнений и концепций [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки Ч. 26. Музыкальное искусство: труды 3-го Междунар. форума (8-й Междунар. конф.), г. Самара, 20-23 ноября 2007 г. – Самара, 2007. – С. 5-8.

9. Борейко, И.М. История фортепианного искусства и время [Текст] / И.М. Борейко // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Пермь, 22-25 октября 2007 г. – ПГИИК. – С. 22-31.

10. Борейко, И.М. Бородин Б.Б. как историк фортепианного искусства [Текст] / И.М. Борейко // Краеведение и художественная культура Урала: творчество, исполнительство, образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Магнитогорск, 19-21 ноября 2007 года / МаГК; ред.-сост. А.А. Глазунов. – Магнитогорск, 2008 . – С. 435-437.