Смекни!
smekni.com

Контроль знаний на уроках мировой художественной культуры (стр. 6 из 10)

1.на зачет отводится не более 2 уроков;

2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.1

Собеседование (индивидуальное и групповое). Дает возможность индивидуальной работы с учениками, способствует выявлению степени их личностного роста и развития.

Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма контроля разработана специально для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индивидуальную работу. В «Дневник» ученики заносят свои впечатления, размышления, комментарии по поводу книг, выставок, фильмов, музыкальных и кинопроизведений и др. Записи эти имеют достаточно личный характер, обусловленный самой формой их фиксации. Для учителя это означает, что знакомиться с содержанием «Дневника» надо очень корректно, с разрешения его владельца и не оценивать традиционной оценкой. В противном случае педагог рискует отвратить школьников от попытки искренней рефлексии собственных впечатлений, что приведет к формализации работы и не даст никаких результатов.

Семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление. Семинарские занятия предполагают вступительное слово и заключение учителя и коллективное обсуждение.

Реферат – наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК – на усмотрение учителя.

Портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно условно разделить на три этапа. На первом главной целью становится освоение разнообразных способов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором – учащиеся пытаются самостоятельно найти способ решения проблемы, показать своё видение проблемы или явления, раскрыть свой внутренний мир. К третьему этапу они уже готовы самостоятельно формулировать проблемы и искать их решение.

Олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний школьников, но и повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В последнее время активно разрабатывается форма компьютерной олимпиады для школьников.

Итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ведется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов. [№7, с.19-20]

В рамках современного урока МХК часто применяются диагностические материалы с использованием возможностей медиа-средств (тесты, контрольные вопросы и задания, включающие в себя репродукции произведений искусства, фрагменты музыкальных произведений). С целью контроля знаний учащихся, уровня усвоения ими тем программы появилась возможность использовать на итоговых уроках по теме программные системы контроля знаний. Тесты выполняются учениками и проверяются учителем достаточно быстро, что очень существенно при ограниченном количестве часов на МХК в учебном плане (1 час в неделю в 8—11 классах, 2 часа — в профильных 10—11 классах).

Презентации — диагностики служат для повторения, закрепления тем и контроля знаний учащихся , позволяя регулярно и оперативно контролировать знания по каждой из изучаемых тем; использовать возможности компьютерной техники при проверке тестов.

Реальным результатом использования данных электронных пособий является достаточно высокий уровень знаний учащихся по МХК. Многие учащиеся выпускных классов выбирают для сдачи экзамена МХК и успешно сдают его в форме защиты реферата. При этом они самостоятельно создают и свою презентацию для защиты, используя опыт, полученный на уроках.

Далее хочется остановиться на специальных методах контроля знаний, приведённых в пособиях по проведению современного урока МХК.

Среди наиболее часто встречающихся форм опроса (или заданий) — цифровой диктант, расшифровка фамилий, логические пары, задачи, ребусы, загадки, логические задания на соответствие и «выбор лишнего», теоретические и логические вопросы, а также творческие самостоятельные задания.

Самой простой и быстрой формой опроса является цифровой диктант. Опираясь на двоичный код (ответы «1» или «0», соответственно «согласен» или «не согласен»), учитель готовит ряд утверждений, часть которых заведомо неправильна. По внешнему оформлению задания очевидна связь с информатикой. Необходимо сразу регламентировать, за какое количество неправильных ответов какую оценку получает учащийся. Такую работу можно провести очень быстро и так же быстро ее проверить. При включении цифрового диктанта в большую проверочную работу можно выставить за него отдельную отметку. Здесь же хотелось бы заметить, что иногда неправильные утверждения, предлагаемые учителем, могут вызывать улыбку или смех детей, что тоже полезно и для установления контакта с учащимися, и для создания благоприятного климата на уроках, и для усвоения пройденного материала. При такой реакции на утверждение можно точно сказать, что тема (или хотя бы этот вопрос) усвоена.

Такие задания достаточно универсальны и могут быть использованы учителями самых разных предметов.

Задачи. Учащиеся должны составить алгебраическое выражение, решить его и понять, как полученное число связано с ответом на заданный вопрос. Этот блок вопросов непосредственно использует математический аппарат.

Числа в алгебраическом выражении имеют непосредственное отношение к произведениям искусства или их авторам. При решении задачи получается новое число, которое должно натолкнуть ученика на главный вопрос задачи. Приведём примеры таких задач.

Определить, какое знаменательное событие произошло на Руси в век, который можно рассчитать так: от века, когда творил автор знаменитой «Троицы», вычесть количество куполов в храме, символизирующих Иисуса Христа и евангелистов.

От века, когда был придуман иконостас, вычесть число букв в слове, обозначающем кусочки стекла для мозаики, затем вычесть число нефов Софийского собора в Киеве (число куполов, символизирующее Иисуса Христа и евангелистов). Назовите, в какую геометрическую фигуру вписана композиция иконы А. Рублева, число персонажей которой соответствует полученному числу.

При составлении ребусов и загадок у учителя большие возможности для творчества, при этом можно опираться также на знания, полученные на других уроках.

Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания учащихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти. Очень много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр. (Так же широко используются при изучении других школьных предметов, например иностранного языка.) Иногда учащимся предлагается не двойное, а тройное соответствие, причем это задание может как включать, так и не включать визуальный ряд. Интересно при этом использовать краткие характеристики картин или творчества художников.

Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.