Смекни!
smekni.com

Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании (стр. 8 из 9)

Предлагается выбрать технику, используя педагогические эскизы. Дети называют понравившиеся и непонравившиеся рисунки. Педагог отдельно каждому объясняет техники, показывает способы рисования водорослей.

Просмотр рисунков обыгрывается как кормление рыбок. При этом дети могут пририсовать червяков, мух, мотылей. Выбираются самые большие, самые яркие, самые маленькие, самые подвижные, смешные и задиристые рыбки.

4. «Весенние цветы для моей мамы»

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель + печать по трафарету.

Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

Оборудование: белая и бледно-зеленая бумага формата А3 иА4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, эскизы с изображением цветов, карточки из картона различного цвета для игры.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение, написанное одиннадцатилетней Олей Архангельской:

На чистую поляну,

Согретую весной,

Упал кусочек неба –

Расцвел цветок лесной!

Рассматриваются иллюстрации и эскизы подснежников и других весенних цветов (тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и т.п.), дети высказывают свои впечатления. Выполняется игровое упражнение «Цветы расцветают»: выстраиваются карточки с нарисованными цветами (бутон, полураспустившийся, распустившийся) в порядке роста и развития. В игровом упражнении «Подбери цвет» подбираются цветные карточки (белая, желтая, сиреневая, синяя, фиолетовая, голубая, красная и др.) к иллюстрациям весенних цветов.

Предлагается нарисовать «семью» цветов или букет для мамы, подобрав их цвет, технику изображения и композицию самостоятельно. Несколько детей показывают приемы работы в указанных техниках, изображая разные цветы.

Просмотр детских рисунков сопровождается описанием характера цветов: грустные, опустили головки; веселые, много-много цветов в семье, букет подобран по цвету, форме и т.д. С детьми обсуждаются рисунки, и определяется, какие можно назвать пейзажами, а какие натюрмортами (букеты).

5. «Мои игрушки»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск пробкой, рисование пальчиками.

Программное содержание: формировать эстетическое отношение к игрушкам средствами их изображения в рисунках; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, ритма.

Оборудование: листы бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках для печати, печатки разной формы, пробка, игрушки простой формы, например, неваляшка, мышка, мячики, два игрушечных медвежонка, кисти, педагогические эскизы.

Ход занятия

Разыгрывается сценка, в которой два медвежонка пытаются играть одной неваляшкой и мячиком, а у них ничего не получается: каждому для игры нужно и то, и другое. Медвежата расстраиваются. Воспитатель просит детей помочь: дать мишкам поиграть своими игрушками. Они рассказывают, какие игрушки у них имеются, оказывается, что есть неваляшка, мячики, мышка и др. Тут медвежата говорят, что они догадались, как нужно сделать: нарисовать для них эти игрушки. Педагог обращает внимание детей на игрушки, расставленные в композиции, они рассматриваются в сочетании с мячиками: как украшены, какой формы, величины. Акцентируется внимание на композиции рисунка: неваляшка и рядом мячики, мячики вокруг неваляшки и т.д.

Педагог показывает, как нарисовать неваляшку, мышку и вокруг много разных мячиков: больших и маленьких.

Просмотр детских рисунков в игровой форме: медвежата выбирают себе и своим друзьям игрушки: самую веселую неваляшку, самые украшенные мячики, самую необычную композицию и т.д. [25]

2.4 Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник

Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник.

Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Тема: «Мое любимое дерево в разные времена года»

Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками, монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.

Программное содержание: совершенствоватьумения детей в арзличных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; развивать чувчтво композиции.

Оборудование: эскизы и эллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно-голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки, гуашевые краски, бумага.

Ход занятия

Загадывается загадка: “весной веселит, летом холодит, зимой согревает” (дерево).

Дети расматривают иллюстрации с изображением деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево.Обсуждается, насколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображение неживой природы (небо, земля и т.д.) должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.

Изображение деревьев в выбранной технике, дополнение такими подходящими деталями, как трава, люди, листопад, снег сопровождаются придумыванием образного названия своей работе, например: “белая береза зимой”, “зеленый дуб летом”, “ цветная осина осенью”. Рисунки вставляются в рамки, развешиваются на стендв виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по 3 работы на сезон и сделать календарь для группы.

Итог подведен в виде таблицы:


Имя ребенка Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества
Отношения, интересы Способы творческих действий Качество результатов творчества
искренность, , увлеченность, эмоциональность Интерес к изобраз. деятельности Способность «вхождения» в изображаемый образ Создание нового из ранее усвоенного Дополнения, изменения, преобразования Самостоятельное нахождение новых способов Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств Индивидуальный «почерк» Соответствие элементарным худож. требованиям
1. Алиса А. + + + + + + + + +
2. Арсений Б. + + - + + - + - +
3. Вова Б. + - - - + + + - +
4. Дима В. + + + + - + + - +
5. Олег Г. + + + + + + + - +
6. Оля Д. + + + + - + - - +
7. Алина К. - + - - - + + - +
8. Андрей К. + + - + + - + - +
9. Максим К. + + + - + + + - +
10. Кирилл К. + + + + + + + + +
11. Антон К. + - + + + + - - -
12. Иман М. + + + + + + + + +
13. Саид М. + + + + - - + - +
14. Валик М. + - - + - - - - +
15. Маша М. + + + + + - + - +
16. Карина Н. + + + + + + + + +
17. Алина П. + + - - - + + - +
18. Ника П. + + + + + + + + +
19. Саша С. + + - - - + + + +
20. Никита Т. + - - + - + + - +
21. Саша Ш. + + - + + - - - -
22. Настя Ш. + + + + + + + - +
23. Саша М. + + - + + - + + +
24. Даша М. + + + + + + + + +
25. Даша Б. + + - + + - - - +

Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».

Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.