Смекни!
smekni.com

Воспитание гражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ (стр. 2 из 3)

1.2 Концептуальные основы гражданского воспитания личности

Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, в котором сознательные и свободные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, права на самореализацию.

Особое внимание заслуживает утверждение академика РАО Г.Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранее полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуально педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека».

Исследование позволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации.

Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства.

Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – в другом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почти все они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. «Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И.А. Невский. Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались.

Академик РАО Б.Т. Лихачев отмечал, что А.С. Макаренко, своей новаторской педагогикой показал пример, как сделать достойными гражданами бывших несовершеннолетних правонарушителей. Ученый писал: «Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей, он не просто с нами, он впереди нас, подает руку по мощи в трудный для родины час, показывает педагогические пути спасения детства». Академик РАО Г.Н. Волков, высоко оценивая народный, демократический пласт теории и практики А.С. Макаренко, высказал мысль, что «главным достоинством, главным качеством гражданина многонациональной страны Макаренко считает единство, из которого возникает духовная общность людей… Макаренко народен и человечен, общечеловечен. Всемирный интерес к нему неслучаен. Он один из тех педагогов-гуманистов, которые указывают путь к единому человечеству».

И.А. Невский, также высоко оценивая творчество А.С. Макаренко, подчеркивал, что в педагогическом опыте и в творческом наследии этого педагога нашли в отражении и «основы теории управления и системного анализа явлений; влияние психологических и информационных полей на психологический микроклимат коллектива», а также «экономика и практика организация полноценной жизнедеятельности коллектива как педагогической системы и другие составные части его педагогического опыта, каждая из которых ждет своего исследователя.

С этих позиций приходиться признать правильным утверждение некоторых ученых-макаренковедов о том, что педагогом – исследователям еще нужно дорасти до полного адекватного понимания наследия, оставленного нам великим педагогом».

1.3 Воспитание человека-труженика, гражданина в творчестве

Идея воспитания человека-труженика, гражданина была воплощена в жизнь Георгом Кершенштейнером (1854–1932). Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы. Главное внимание он уделял массовой профессиональной подготовке молодых людей в жизни общества, их нравственному воспитанию. «Первой целью воспитания молодежи, оканчивающей народную школу, – писал Кершенштейнер, – является образование профессиональной деятельности и любви к труду, а вместе с ними и тех элементарных добродетелей, которые ведут, как к своему непосредственному следствию, к работоспособности и любви к труду, труду: к добросовестности, прилежанию, устойчивости, чувству ответственности, самообладанию и преданности деятельной жизни».

А.С. Макаренко разработал свою концепцию гражданского воспитания. Гражданин нового общества, – считал Антон Семенович, – это прежде всего человек трудящийся, «в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство. Трудовая забота – это не просто дорога к средствам существования, но эта еще и этика, это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человечестве. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность».

Макареновская концепция гражданского воспитания человека-труженика рождалась в опытной работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. Трудовая воспитательная колония им. М. Горького не только раскрывала просторы для творческой натуры педагога, но и требовала полной реализации всех его духовно-нравственных ресурсов. Как отмечает В.Г. Бейлинсон «опыт Макаренко – это не что-то раз и навсегда данное», «это цельность изменчивая, очень подвижная, развивающаяся через разрешение противоречий».

В художественных произведениях А.С. Макаренко описал не внешние приметы своего опыта, а «его сущность и дух – идеалы, принципы, логику и способы их воплощения, непрерывно меняющуюся и обогащающуюся целостность, строго следуя при этом правде…». Педагог показал, как рождается «новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание», новый тип гражданина, хозяина своей жизни и своей страны, свободной от эксплуатации. Однако художественная форма изложения не позволяла ему отразить всей глубины созданной им педагогической системы.

Главной целью педагогической работы Макаренко считал воспитание у подрастающего поколения реальных качеств, соответствующих определенному типу гражданина нового общества. К следующему поколению, считал педагог, предъявит другие требования, которые «будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни». Не случайно в более поздних статьях, а также лекциях Антона Семеновича постоянно обращал внимание читателей на главную цель воспитания – воспитание достойного гражданина-труженика. Но не следует забывать, что к практическому достижению этой цели Макаренко прошел тернистый путь раздумий, поисков и решений, практических действий. Педагог писал: «Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах».