Смекни!
smekni.com

Образование и личность (стр. 5 из 6)

Перемены в высшей школе в 90-е гг. XX века были связаны с созданием и использованием новых педагогических технологий. В основу их разработки закладывается идея о том, что современное образование для молодого человека должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, т.е. к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы подготовки кадров, которая вписала бы профессиональное образование в контекст культуры.

В решение этой сложной проблемы видится несколько направлений работы. Прежде всего, необходимо повышение уровня и содержания гуманитарного образования. Нужно, чтобы высшая школа обеспечивала общекультурную подготовку молодежи и формировала способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения всякой проблемы для специалиста любой сферы деятельности. Гуманитарное мышление – это умение включать человеческое сосуществование как обязательное условие решения всякой задачи. Это может быть осуществлено при расширении культурологической компоненты предметов гуманитарного цикла: изучение вопросов искусства, использования человеком достижений науки, их роли в истории цивилизаций; экологическая подготовка (взаимосвязь "природа", "социум", "культура"); валеологическая культура. Кроме того, актуальность развития гуманитарного мышления обусловлена и тем, что с утратой значения авторитарных форм управления обществом, социальная защищенность человека все более будет зависеть от его умения и способности к социально-психологической адаптации в постоянно меняющемся мире.

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом, и российского образования в частности, привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Жизнь ребенка в школе — это не только усвоение учебной информации, но и накопление социального опыта, открытие себя и познание других. Важнейшую роль и в том, и в другом случае играет личность педагога, его ценности, отношение к себе, к другим и к миру. Несмотря на важность рассмотрения вопроса о внутриличностной динамике ценностей, смыслов и мотивов педагогической деятельности, разработка этой проблемы пока недостаточна.

В отечественной психологии сформировались нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и анализу ценностей.

С точки зрения первого подхода, ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Д.А. Леонтьев считает, что одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы — выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Необходимо отличать реальные ценности от идеалов, формулируемых в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации в социальной общности, если адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. “Только “ценность”, а именно в значении “чего-то, что хотели бы иметь все”, делает идеологию идеалом” (Д.А. Леонтьев).

Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей. К. Клахон на вопрос “Почему существуют ценности?” отвечает: “Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей”. С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценности. Если анализировать ситуацию, сложившуюся в российском образовании, то мы видим как резко сменились его ориентиры: с формирования всесторонне и гармонически развитой личности (идеологизированный идеал) на формирование самостоятельной, компетентной, способной к проектированию своего жизненного пути личности.

Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, духовной психологией как особой формой рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипорова), психологией переживания Ф.Е. Василюка, концепцией диалога А. Хараша, психологией личности и сущности человека А. Орлова и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего “его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты” (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Б.С. Братусь вводит представление о двух плоскостях человеческого развития — горизонтальной (движение деятельности и времени, деятельности во времени) и вертикальной — смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальной плоскости. “Лишь будучи пронизанной общим смысловым отношением деятельность приобретает личностный оттенок, способность отражать, являть через себя личность” (Братусь). Эти идеи мы обнаруживаем в текстах М.М. Бахтина: субъективная целостность личности является смысловой целостностью, а пространство и время — средства реализации его смысловой организации. Осознавать самого себя активным — значит освещать себя предстоящим смыслом; “вне его меня нет для самого себя” (Бахтин). Личность раскрывается в авторском “прочтении” социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального способа жизни, в особом способе существования человека. Такое авторство предполагает осуществление выбора, взятие ответственности за происходящее на себя и определенный риск. Не каждый способен вести такой образ жизни. В основе включенности личности в социокультурные связи лежат личностные ценности.

Личностная ценность — идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

Личностные ценности составляют мотивационную основу поведения. В отличие от потребностей, которые динамичны, зависят от обстоятельств и внутреннего состояния субъекта, личностные ценности выражают стабильные, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта. Можно согласиться с пониманием ценности “как аспекта мотивации, соотносящегося с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией” (Д.А. Леонтьев). Личностные ценности задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности. Для реализации личностных ценностей важна их совместимость с целями групповыми и, в целом, социальными. Личностные ценности связаны с целями. По мнению многих авторов, нет принципиального различия в содержании жизненных целей и ценностей личности. Ценности становятся действенными, если обретают личностный смысл для человека, и основная их функция — регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях. В общем виде цель можно определить как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

РОЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.