Смекни!
smekni.com

Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы (стр. 2 из 11)

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют общую симптоматологию. Вместе с тем разным группам детей и каждому из них в отдельности присущи специфические черты. Одни спокойны и легко подчиняются требованиям учителя. Их недостатки отчетливо проявляются лишь в случаях, связанных с интеллектуальной стороной деятельности. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся.

Получить положительные результаты в развитии и воспитании различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий. Одним из таких условий является использование рациональной методики и адекватных коррекционных приемов.


Глава 1. Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся специальной школы

1.1 Рисование как средство эмоционально-эстетического воспитания

Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.

Эстетическое воспитание на уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

Для реализации этих задач учителю приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса восприятия умственно отсталых детей. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется.

Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, к трудовой общественно полезной деятельности.

Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые школьники.

Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Речь идет об уровне, на котором ребенок оказывается в состоянии четко представлять объект в целом и мысленно выделять в нем отдельные свойства. На развитие такого анализирующего восприятия и направлены разнообразные упражнения", которые выполняются учащимися на уроках рисования. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета — форму, строение, величину деталей, цвет, положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию в начальный период обучения привлекаются другие анализаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность.

Осуществление задач, связанных с развитием восприятия, предполагает тщательный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые в специальной школе наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Они должны оказывать на детей воспитательное воздействие, способствовать развитию у них художественного вкуса.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда учащиеся научаются радоваться в связи с восприятием художественно выполненного изделия, выразительного рисунка и т.п., испытывают при этом восхищение, удовлетворение.

Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера Чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляций чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.

Наглядность и Конкретность учебного материала, представляющего Определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое Чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.

Эстетические чувства и переживания становятся более устойчивыми и содержательными по мере ослабления основного, интеллектуального дефекта.

Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т. п.

На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает учителю осуществлять задачи эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображаемого.

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.

На уроках рисования часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры.

Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюрную скульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например, работы богородских мастеров «Мужик и медведь», «Клюющие курочки», «Козлята» и др.), фарфора, Камня, пластмассы и пр.

Младшим умственно отсталым школьникам наиболее, доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое-либо действие или передан знакомый им сюжет (например, «Вершки и корешки»). Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не тольКо о том, что изображено, но и как изображено.

Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.

Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей.

Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для учащихся образцом красивого и привлекательного.