Смекни!
smekni.com

Особенности воспитания единственного ребенка в семье (стр. 8 из 15)

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто. Важным в вопросе о наказании является условие, что оно должно следовать сразу же за проступком, так как если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.Наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические«: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же — почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье — это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами [33, c. 217-223].

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценностей папы и мамы эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.

Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И.Буянов) [10, c. 103-105]. А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки»...

Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. В современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей).

Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Распад семьи меняет ее привычный уклад, что осложняет процесс воспитания. Начнем с ухудшения материального положения неполной семьи. Даже при благоприятном раскладе (мать работает, отец исправно платит алименты) семья испытывает затруднения, особенно при каких-либо неординарных явлениях. Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Разведенная мать теряет часть приобретенных за последние годы знакомств, потому что они - друзья бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение ребенка, лишает его привычных эмоциональных связей.

Психологи (З.Матейчек, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего при самых благоприятных педагогических намерениях она не всегда может их реализовать. Прежде всего она (как женщина, создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении. В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т.д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «Что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, «что он не такой, как все» [16, c. 95-97].

Материальные и социальные проблемы - причина душевных переживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Гневная раздражительная реакция матери на столь пустячную неурядицу, которая раньше вызывала замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

Ребенку трудно перестроиться с привычных семейных отношений, когда он «маневрировал» между родителями, находя утешение, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это во многом уравновешивало эмоциональное состояние ребенка. Оставшись вдвоем с мамой, родительская «власть» которой неизмеримо возросла, ребенку не к кому обращаться «за правдой», когда ущемлены его «права», интересы, желания.

Как показывают исследования (Е.П. Арнаутова, А.И.Захаров, Е.И. Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился отчим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачастую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним [2, c. 150-153].

Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье отягощена многими неблагоприятными факторами. Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с того, что некоторые матери больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (не ухожены, не опрятны, не всегда досыта накормлены), а главное - их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор «родить для себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и в мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Все свое внимание, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой матери зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сводить ребенка, что показать, какие книги читать. Как правило, ребенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.