Смекни!
smekni.com

Педагогические ценности учителя физической культуры (стр. 3 из 5)

I направление: формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

II направление: формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;

III направление: формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, спартианских играх, культурно-спортивных мероприятиях).

Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма.

2. Ценности профессионального физкультурного образования

2.1 Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельности [16, 17]. Кроме того, решение проблемы выбора ценностей обусловлено тенденциями в мировом образовательном пространстве, в частности положениями, провозглашенными Болонской декларацией. В связи с этим разработка ценностей профессионального физкультурного образования становится особенно актуальной. Ее решение имеет значение не только для модернизации подготовки кадров, но и для развития теории физической культуры как вида культуры продолжения работы научной школы профессора В.М. Выдрина, представителями которой являются авторы данной статьи.

Исследование литературных источников показало, что обычно ценностями называют явления материального и духовного порядка, обладающие особой значимостью для людей и удовлетворяющие какие-либо человеческие потребности. Однако это не сами по себе объекты материальной или духовной культуры, а их социальное качество, соотносимое с деятельностью человека [8]. Они определяют свойства предмета, его значение и отношение человека к предмету. Не имея сами по себе реальной силы, ценности начинают функционировать тогда, когда попадают в сферу потребностей человека и он включается в деятельность по их достижению. В последнее время наряду с традиционной трактовкой ценностей как значимых для человека предметов и явлений, высших социальных, духовных идеалов [5] развивается идея автономной значимости ценностей, не существующей в сути объекта [7]. Вместе с тем большинство авторов сходятся в том, что определяющим фактором сущности ценностей является их значимость для субъекта.

В философии, культурологии ценности классифицируют по их отношению к природе, материальному производству, социально-политической деятельности, духовной жизни, эстетической, нравственной, научной сферам.

На основе культурологического подхода теория ценности начинает развиваться в педагогике. Изучение и отбор педагогических ценностей определяют содержание образования. По мнению Н.Б. Крыловой [10], в педагогической сфере ценности очень разнообразны, поэтому можно условно различать только группы базовых ценностей: ценности-добродетели (альтруизм, другодоминантность, терпимость, эмпатия) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка). В структуре профессионально-педагогической культуры будущих учителей выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [10]. В последние годы разрабатывается иерархия ценностей образования, в которой определены доминантные ценности (знания, познавательная деятельность, общение); нормативные (стандарты, нормы); стимулирующие (методики, технологии, способы контроля за качеством образования); сопутствующие (умения, понимание изучаемых явлений) [18, c. 119]. В педагогической области начинают возникать свои научные школы, исследующие культурологические аспекты образования, вопросы теории ценностей [10], развивается педагогическая аксиология [18].

В сфере теории физической культуры пока не наблюдается связи с достижениями в педагогической аксиологии. Вместе с тем ценности исследуются на основе определения общекультурных положений и специфики физкультурной деятельности. Количество работ в этом направлении пока невелико. В предлагаемых классификациях ценностей физической культуры рассматривают материальные, физические, психические, духовные, социальные, а также важнейшие ценности – человека и саму физическую культуру [4]; общесоциальные и специфические [15]; общественные и личностные [1]; ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, интеллектуальные, мобилизационные, интенционные [2]. Имеющиеся классификации дают достаточно полное представление о физкультурных ценностях, хотя необходимость в дальнейших исследованиях в этой области сохраняется. В этом направлении, в частности, целесообразно изучать ценности отдельных компонентов физической культуры (спорта, физкультурного образования, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры).

Проблема ценностей физкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Ряд авторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании, например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков, умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. [17, c. 135]. В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивной деятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные с формированием физического «Я» (физические качества, здоровье, телосложение), функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки, эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение), морально-волевыми качествами [20]. Однако фактически не проводилось специальных исследований аксиологии профессионального физкультурного образования.

Для проведения таких исследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающее специфику профессионального (специального) и непрофессионального (неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что в системе неспециального физкультурного образования личность осваивает ценности физической культуры преимущественно для индивидуального потребления, поскольку готовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурного образования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но и главным образом для передачи этих ценностей другим людям.

Таблица 1. Общекультурный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Общечеловеческие ДОБРО, КРАСОТА, ИСТИНА ОБЩЕСТВО
Ценности системы российского образования Нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания

Таблица 2. Специфический уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Ценности ФК (по В.К. Бальсевичу, Л.И. Лубышевой, 1995) Интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, интенционные СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ценности профессиональной (специальной) подготовки Основы профессионально-педагогического мастерства

Таблица 3. Личностный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном Образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Ценности мотивационно-нравственной сферы личности Нравственность, целесообразная деятельная активность ЛИЧНОСТЬ
Ценности познавательной сферы личности Образованность, умение исследовать объекты и явления
Ценности двигательной сферы личности Всесторонность, универсальность способностей, способность к самостоятельной творческой деятельности

В основу рассмотрения ценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекции человеческой деятельности, и выделении в ней общего, особенного и единичного [6]. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности – родовой, видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский [3], предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально – профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один из основополагающих принципов подготовки физкультурных кадров – принцип взаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки, личностного совершенствования.

Подготовка специалиста обеспечивается посредством трех основных компонентов: мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста), познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержанием образования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающего механизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностями профессионального физкультурного образования и достижение его цели – формирование культуры личности специалиста [19].