Смекни!
smekni.com

Педагогическая практика в детском саду (стр. 8 из 10)

5. Разное.

Слушали:

1. Старший воспитатель раскрыла цель педагогического совета. Проанализировала итоги выставок на тему: «Волшебный город вежливости».

2. Педагог Пилипец И. А. поделилась опытом своей работы по обучению детей правилам хорошего тона.

3. Гусева Е.Е. провела с педагогами тренинг по решению ситуативных задач по социально – личностному воспитанию. Педагоги успешно справились с заданием.

4. Эльвира Менсуровна провела самоанализ с фишками разного цвета:

- красного цвета – «все дети выполняют»;

- желтого - «немногие»;

- синего – «не выполняют».

Решение педсовета

1. Провести дни открытых дверей для родителей по теме
"сервировка и правила, хорошего тона за столом".

2. Приобретение всего необходимого для сервировки: ножи, вилки, салфетки из ткани (но 5 шт.), скатерти, наборы кукольной посуды.

3. Оформить на каждую группу наглядные пособия, картины, на которых показаны правила сервировки: как держать ложку, вилку, нож, правила посадки во время еды, правила хорошего тона за столом. "О гигиене и чистоте, правилах хорошего тона за столом", "Азы воспитанности".

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ

Я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Масленица — самый любимый в народе празд­ник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с рас­цветом природы и самого человека.

В феврале звенит первая робкая капель, вытягивающая длинные хрустальные сосульки, по­являются воронки - затайки у одиноко стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и света, предчувствие, прелюдия, пред­теча весны.

В русской народной песне поется:

Пришел месяц бокогрей,

Землю-матушку согрел,

Бок корове обогрел,

И корове, и коню,

И седому старику

Морозу Морозовичу.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Февраль богат традициями, обычаями, об­рядами, приметами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны — Масленица. Ее про­исхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По Масленице люди определяли, каким бу­дет урожай: ненастье в воскресенье перед Мас­леной — к урожаю грибов. Какой день Масле­ны красный, в такой сей пшеницу. Если на Маслену идет снег, то будет урожай гречихи.

Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традицион­ные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изоб­ражения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Пекли бли­ны из гречневой или пшеничной муки. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожа­ев, крепких браков и здоровых детей», — писал А. Куприн.

Поэтому и на наших столах блины. В Центральной России, помимо блинов, исполь­зовались и другие символы солнца — горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. А сейчас, ребята, отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас свя­зывают?

Со временем Масленица утратила мистичес­кий смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с карна­валами ряженых и ездой на тройках с бубенца­ми, сжиганием чучела зимы и катаньем на сан­ках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Масленица —праздник веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угоще­ние праздника — это блины, древний язычес­кий символ возврата к людям солнца и тепла.

Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается мас­леничным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приго­тавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах повалять­ся, сердцем потешиться. Уж ты, моя Маслени­ца, красная краса, русая коса, тридцати брать­ев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!»

А потом ребятишки сбегали с гор и крича­ли: «Приехала Масленица!» Иногда дети лепи­ли из снега бабу, которую называли Маслени­цей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».

В некоторых местах, заботясь о подобаю­щей встрече и должном проведении всей Маслени­цы, начинали заранее печь блины. Хозяйка посылала мальчика лет 8—10 «встречать Масленицу», давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сонливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону —

И пахать пойду!

Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой про­износили следующее приветствие: «Звал - позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в го­сти во двор. Приезжай ко мне в гости на широ­кий двор на горах покататься, в блинах нава­ляться, сердцем натешиться...» После этой встре­чи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!».

Сколько бы ни отмечались между собой в раз­ных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы — это борьба сил Зимы и Весны, завер­шающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весель­ем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пирше­ством», в центре которого были блины — символ солнца и вместе с тем — поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масле­ница сочетала также и поминовение усопших род­ственников, и чествование молодоженов).

Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Порядок проведения Масленицы обознача­ется в названии дней масленой недели, которая была переполнена праздничными делами. Обрядо­вые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни.

За каждым днем Масленицы были закреплены определенные действия, правила поведения, кото­рые совершались в атмосфере предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Маслени­це? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масле­ницы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в тре­тий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подава­лись сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки води­ли хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Как пишут ученые-исследователи, в некоторых местах о подобающей встрече и должном проведе­нии Масленицы заботились еще с субботы предше­ствующей недели. С этого времени начинали празд­новать «малую Масленку». Ребята группами бега­ли по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями.

В воскресенье перед Масленицей наносили визи­ты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.

Неделя Масленицы проходила шумно и весело, повсюду звучали самые разнообразные по содержа­нию песни, устраивались игры-соревнования, выс­тупали с праздничным представлением скоморохи и ряженые.

Интересное описание встречи Зимы-Масленицы предлагает исследователь народных традиций В. М. Григорьев. «Скоморохи и другие ряженые с шумом и смехом везут большое чучело Зимы-Мас­леницы. Оно сделано из соломы, укрепленной на крестовине из палок. Просторный наряд сшит из лоскутов или склеен из плотной бумаги. Вместо головного убора может быть надета корона, а на груди яркая лента и сияющая елочная звезда, напоминающая о былом «царском» величии (в разных местностях свои обычаи оформления Мас­леницы — от царского обличья до вида огородного чучела). Лицо у Зимы-Масленицы в морщинах и не слишком-то веселое.

Везут Масленицу на нескольких связанных санках или больших санях, в которые может быть запряжен не настоящий, а масленичный «конь» (его изображают два человека, покрытые рогожной попоной с хвостом из пеньковых веревок, с голо­вой, сшитой из рогожи и украшенной гривой и уздечкой: голову держит на палке первый из наря­женных «конем», он поворачивает голову, громко «ржет», оба ряженых пританцовывают при этом ногами, бьют копытами.

Стража расчищает в толпе путь для потешного шествия. Воевода приглашает всех проводить Мас­леницу на праздничную площадь (главную пло­щадь праздника), где состоится прощание с зи­мой ».

Парни и девушки одевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая со­ломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усажива­ли на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразни­лись, выкрикивали шутки ряженые.

Иногда в большие сани впрягали друг за дру­гом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные по­гремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.