Смекни!
smekni.com

Психология и педагогика (стр. 3 из 4)

1.6 Восприятие и представление.

В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое», обозначать воспоминание о чем-то, на­пример: «Представь себе озеро, которое мы вчера видели», а может означать образ некоего, не существующего в реальности объекта, явления или события как результат деятельности воображения, что может быть выражено, например, фразой «Представь себе (вообрази) дом, который мы построим. Он будет... [та­ким-то и таким]».

В научной психологии содержанием понятия «представление» является чув­ственный образ предмета, ситуации или события, являющийся результатом де­ятельности памяти или продуктивного творческого воображения. Имеется еще одно значение этого термина — как совокупности всех знаний, действий и эмо­циональных переживаний, связанных с чем-то, что таким образом представлено, дано субъекту, т. е. в таких формах существует в его субъективном опыте. Но это второе понятие, обозначаемое тем же термином, мы здесь рассматривать не бу­дем в силу его крайней сложности и отвлеченности.

Итак, представление — это вторичный чувственный образ, который либо не­посредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т. е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.

Представления играют огромную приспособительную роль в жизни челове­ка прежде всего в качестве образов конечных результатов деятельности. Имен­но представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животных. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная последовательная пред­метная деятельность человека. Конечно, в процессе деятельности этот образ мо­жет изменяться в соответствии с новыми условиями и обстоятельствами, но в той или иной форме он всегда должен быть, иначе деятельность будет протекать по принципу проб и ошибок, как это часто наблюдается у животных. Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то-дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуа­ции, которые он хочет создать или достигнуть. Представления помогают человеку также создавать целостную картину наличного простран­ства: несмотря на то что в каждый данный момент человек видит только часть пространства, благодаря представлениям он знает, что именно и где находится вне пределов его поля зрения, т. е. «воспринимает» окружающее пространство как целостное и непрерывное. Таким образом, представление яв­ляется своеобразным мостом, переходным познавательным психическим процессом между процессом непосредственно­го чувственного восприятия и процессом опосредствованно­го понятийного мышления.

Представление, так же как и восприятие, имеет собствен­ные характеристики. Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существо­вания, так и теми закономерностями, которые определяютхранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.

Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей пред­ставления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредствен­ном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень ярки­ми, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной те­кучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторич­ного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формиро­вании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» — вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно про­цесс обобщения лежит в основе формирования понятий — основных элементов человеческого мышления.


2. Искусство и технология воспитания.

Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической на­уки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его ос­новной труд со знаменательным названием «Общая педагогика, выве­денная из цели воспитания». Эту книгу можно рассматривать как пер­вый опыт научного построения теории воспитания. Главную цель вос­питания Гербарт определял как гармонию воли с этическими идеями, в этом плане интересно его высказывание о подавлении «дикой резво­сти» ребенка.

В качестве методологии достижения целей воспитания Гербарт выдвигал тезис о «воспитывающем обучении», в процессе которого должен развиваться многосторонний интерес ребенка к окружающе­му миру. В качестве основных выделялись шесть форм интереса : эмпирический интерес к реальным событиям и явлениям, умозритель­ный (или спекулятивный) интерес к причинам вещей и явлений эстетический интерес к прекрасному, симпатический — к близким людям, социальный — к людям вообще и религиозный. В свою очередь, осно­вой интереса Гербарт считал внимание, рассматривал его как инстру­мент интереса и, как следствие этого, считал возбуждение произволь­ного и непроизвольного внимания важнейшей дидактической задачей воспитания.

Решение проблемы нравственного воспитания строилось на пяти базовых нравственных идеях (или принципах). Это, во-первых, идея внутренней свободы, реализация которой развивает в человеке качества цельности и независимости в делах и суждениях. Во-вторых, идея совершенства, дающая человеку непротиворечи­вость и «внутреннюю гармонию». Третья идея этики и нравственного воспитания — идея благорасположения, заключающаяся в согласова­нии воли человека с потребностями, желаниями других людей. Чет­вертая идея — идея права, которая лежит в основе урегулирования конфликтного поведения людей. И наконец, идея справедливости, ко­торая должна служить руководящим началом в отношениях между людьми и в отношениях между человеком и обществом. На основании принципа справедливости, должна присуждаться награда человеку, принесшему пользу обществу, или должно применяться наказание к человеку, нарушающему закон.

Сеточки зрения современной педагогики под воспитанием подра­зумевается целенаправленная деятельность по формированию у детей (и не только у детей) системы социально приветствуемых качеств лич­ности, моральных и этических норм и убеждений. В рамках такого оп­ределения могут быть выделены два аспекта. Первый аспект — рас­смотрение воспитания в широком смысле как процесса социализации личности под воздействием на нес общества в целом, что происходит в ходе формирования взаимоотношений личности с различными обще­ственными институтами, такими как семья, школа, рабочие коллекти­вы, средства массовой информации, явления и средства культуры, об­щественные организации и т.д. Во втором аспекте воспитание рас­сматривается в более узком, педагогическом смысле как специальным образом организованный, управляемый процесс формирования лич­ности, целенаправленно осуществляемый педагогами и родителями.

Исходя из сказанного цели процесса воспитания заключаются в формировании гармоничной, духовно богатой, всесторонне развитой личности. В результате воспитания человек должен обладать творче­ской и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем куль­туры, моральных и нравственных норм, должен быть социально ком­петентным и востребованным, способным к совершенствованию себя и внешнего мира.

Таким образом, любые формы воспитания осуществляются непос­редственно в ходе процессов социализации личности, т. е. в процессе усвоения человеком норм, установок, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, данному общественному слою, группе людей. Процессы социализации и воспитания могут проходить сти­хийно и целенаправленно, причем в первом варианте на человека воз­действуют многие, часто противоречивые факторы общественной жизни. В частности, часто противоречащими являются нормы общест­ва и нормы определенного общественного слоя или группы людей. Сложность процесса воспитания во многом определяется сложностью установления приоритетов, упорядочения в сознании человека мо­ральных и этических норм общества в целом, семьи, социальной груп­пы, к которой он принадлежит, социальной группы, к вхождению в ко­торую он стремится.

В качестве примера можно рассмотреть различие норм поведения школьника в отношении списывания результатов самостоятельных ра­бот, принятых среди сверстников, и норм, приветствуемых воспитате­лями, преподавателями и родителями. В качестве другого типичного примера можно привести различия в нормах справедливости и воз­можности покрывать проступки друзей. Эти нормы часто бывают раз­ными и противоречащими друг другу, например, с точки зрения закона и с точки зрения правил определенного социального слоя, являющего­ся значимым для данного конкретного человека. Спрашивается, как должен в подобных случаях вести себя воспитатель, чтобы привить воспитуемому правильный взгляд на вещи, тем более что во многих случаях вопрос, что представляет собой правильный взгляд, остается весьма спорным?