Смекни!
smekni.com

Развитие человека как научная проблема (стр. 3 из 5)

Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело­век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориентации. Для них развитие человека — это процесс сознатель­ной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского — это «духовные стремления». Для П.Симонова — «идеальные потребности». Для Ж.П.Сартра — «внутреннее Я». Для С.Ваймана — «священный дар».

В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях:

1. достигать самопревышения;

2. стремиться достичь такого состояния, которого еще нет;

3. ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества.

Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится лич­ность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой.

Сторонники персоналистского подхода к объяснению разви­тия человека не считают его существом, полностью детерминиро­ванным биологическими и/или социокультурными обстоятельства­ми. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и резуль­таты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определя­ет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам оп­ределяет, каким он будет (В. Франк). Соглашаясь в целом с такой позицией, признавая право вы­бора, самостоятельного решения за каждым человеком (не только за взрослым, но и за ребенком), нельзя забывать, что ответствен­ность за осуществление ребенком своих прав на самоопределение лежит прежде всего на взрослых.

И биогенетическая, и социогенетическая, и персонологическая концепции развития человека страдают определенной, вполне очевидной, односторонностью. Для сегодняшнего человековеде­ния характерны уход от крайностей, от абсолютизации одной позиции, стремление к интеграции конструктивных идей. При­знается некорректным выделение какого-либо одного аспекта раз­вития и трансформация его в главную доминанту и детерминанту онтогенеза. Более продуктивна координация всех аспектов и пла­нов развития: онтологического, культурно-исторического, фено­менологического. В. П. Зинченко, например, считает, что следует учитывать не только, как Я меняется в мире, не только потенци­альные объективные возможности изменений человека, но и как меняется Я в сознании индивида.

3. ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онто­генез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и сво­их собственных свойств (физических данных, психофизиологи­ческих систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование и воспроизводство осуществляются человеком начиная с пренатального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически чело­веческая психика. Он рождается готовым к усвоению человече­ских форм поведения, речи, культуры и опыта человечества. При этом с самого рождения ребенок не только активно усваивает культуру и опыт, но также активно вплетается в этот опыт, в присущую только человеку систему социальных связей и изменя­ет ее и себя.

Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого важное значение имеют и богатство его жизненного опыта, и генетически заданные ему программы, и его органиче­ские особенности. Но влияние тех и других преломляется и осуще­ствляется через образ окружающей жизни. Образ жизни окружаю­щего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает цен­ности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъектив­но значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окру­жающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрос­лыми людьми, бытия, через способы осуществления человече­ского содействия.

Coдействие с другими людьми и с собой как с другим рас­сматривается в историко-эволюционной концепции как важней­шее условие развития человека, его движущая сила. Признается, что оно движет развитие человека и тогда, когда является реальным процессом, и тогда, когда протекает в воображении, воспо­минаниях, грезах.

Coдействие ведет развитие ребенка от совместных со взрос­лыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведе­ния, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею, ради создания соб­ственного образа жизни.

Таким образом, онтогенез человека рассматривается в истори­ко-эволюционной концепции как процесс, органически связан­ный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление чело­века как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т.е. смысла жизни). Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии.

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време­ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространство и время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство. Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен­но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр. Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про­странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело­веческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятие пространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцировать пространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось от интуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — к сверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — к цен­ностному.