Смекни!
smekni.com

Разработка технологий формирования мнестических процессов у детей младшего школьного возраста (стр. 5 из 7)


Диаграмма 1. Результаты исследования слухоречевой и зрительно-предметной памяти в основных экспериментальных группах детей

Из литературных источников (Ю.В. Микадзе, А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, С.О. Умрихин, Л.С. Цветкова, А.А. Цыганок) известно, что многообразие вариантов несформированности ВПФ у детей с трудностями обучения можно соотнести с тремя основными симптомокомплексами. Каждый из которых, будет проявлением недостаточности определенных видов психической деятельности. Так, выделяют, во-первых, функциональную незрелость лобных отделов головного мозга, во-вторых - функциональную недостаточность или дисфункцию глубинных структур, и, в-третьих - височных, височно-теменно-затылочных областей. Результаты моего исследования показывают, что в каждом конкретном случае, на первое место может выступать определенная группа симптомов, определяющая ведущий механизм несформированности ВПФ, и такой механизм может быть не однофакторным. И тем более явно этот механизм будет проявляться, чем более детально будет проводиться обследование.

Подробное нейропсихологическое обследование, включало в себя пробы на исследование:

1) Внимания (Исследовались объем, подвижность, переключаемость, распределение и концентрация произвольного внимания, и объем и распределение непроизвольного внимания);

2) Двигательных процессов. (Исследовались: динамический, кинестетический, пространственный виды праксиса; умение выполнения сложных двигательных программ, в т. ч. с помощью речевой регуляции);

3) Восприятия. (Исследовались: зрительно-предметная, зрительно-пространственная, цветовая и акустическая модальности восприятия);

4) Перцепторных образов и образов представления;

5) Памяти. (Исследовались: общая память на прошлые события жизни; слухоречевая и зрительно-предметная память);

6) Речи. (Исследовались: спонтанная речь; автоматизированная речь; рядовая речь; диалогическая речь, номинативная речь, устная импресивная и экспрессивная речь, понимание сложных грамматических конструкций);

7) Мышления. (Исследовались: наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление и вербально-логическое мышление);

8) Эмоциональной и волевой сферы.

Нейропсихологическое обследование, его результаты, во-первых, позволили составить как индивидуальные профили сформированности / несформированности ВПФ, так и выстроить усредненные групповые профили для каждой из рассматриваемых возрастных групп, а во-вторых, позволили выявить нейропсихологические механизмы, недостаточность которых наиболее негативно влияло на развитие слухоречевой памяти.

Для выявления таких механизмов, в основной экспериментальной группе из 5 детей 6 - 7 лет с выявленной несформированностью слухоречевой памяти были выделены наиболее грубые (2 балла по шкале Цветковой Л. С) случаи несформированности слухоречевой памяти - 2 детей.

Детальное нейропсихологическое обследование этой группы детей показало, что:

Трудности непосредственного воспроизведения вербального материала у этих детей сочетаются со снижением:

а) общей активности и мотивационной сферы ребенка, что проявляется в быстрой истощаемости, повышенной отвлекаемости, всплывании побочных ассоциаций, импульсивности, уплощенности эмоций;

b) объема и переключаемости произвольного внимания;

c) объема слухоречевого восприятия;

d) объема зрительно-предметного восприятия.

Снижение отсроченного воспроизведения (через 1 - 10мин) вербального материала сочетается с недостаточной сформированностью:

a) контроля и программирования собственной деятельности;

b) объема и переключаемости произвольного внимания;

c) предметных образов-представлений;

d) пространственного восприятия и пространственных представлений;

e) в снижении фонематического слуха.

Также у рассматриваемой группы детей обнаружено снижение вербально-логического и наглядно-образного мышления и речи (номинативной функции речи, понимания логико-грамматических конструкций).

Таким образом, оказалось, что формирование и развитие процесса непосредственного и отсроченного воспроизведения слухоречевых стимулов требуют включения разных психических процессов: при отсроченном воспроизведении уже требуется процесс программирования деятельности, наличия и актуализации зрительно-предметных образов, а также пространственных образов - перцепторных и общей памяти. Важным мне представляется тот факт, что отсроченность во времени (отсроченное воспроизведение) - ведет к необходимости включения в психологическое содержание слухоречевой памяти пространственного гнозиса. И если у детей существуют трудности пространственного восприятия, или оно ещё не достаточно сформировано, то это приведет к снижению отсроченного воспроизведения в слухоречевой памяти по причине несформированности не только пространственного гнозиса, но и такого явления, как - восприятие времени. Именно несформированность взаимодействия пространства и времени, ведет к трудностям отсроченного воспроизведения.

Исключительно интересными, как с практической, так и с теоретической точек зрения, являются данные о явной сочетанности в негативном влиянии на формирование слухоречевой памяти, таких характеристик ВПФ, как снижение объема произвольного внимания, объема непосредственного восприятия (зрительного и акустического) и объема непосредственной зрительной памяти.

По моему мнению, речь может идти о едином механизме, лежащем в основе снижения данных показателей. Все эти характеристики могут быть соотнесены со звеном кратковременной оперативной памяти и, возможно, могут иметь единую мозговую основу.

Качественный нейропсихологический анализ, проведенный по результатам обследования этой группы детей (дети с наиболее грубо несформированной слухоречевой памятью - 1 группа), и его сопоставление с результатами ЭЭГ, позволяет говорить о возможной дисфункции, нарушении или незрелости нескольких зон морфофизиологического обеспечения формирования слухоречевой памяти.

Так, в процессе непосредственного воспроизведения вербального материала (на этапе эхоической, иконической, кратковременной памяти), я обнаруживаю незрелость подкорковых и стволовых (истощаемость) образований мозга (скорее функционального генеза), также возможно отставание в темпе формирования префронтальных отделов лобных долей и медиобазальных лобных и лобно-височных отделов. Основными факторами здесь выступают факторы несформированности активности и произвольности деятельности, и объема акустического восприятия.

В процессе отсроченного воспроизведения вербального материала (звено, оперативной и долговременной памяти), можно говорить о функциональной незрелости (или дисфункции) вторичных и третичных зон коры головного мозга (префронтальных лобных отделов, височных отделов левого полушария, и зоны ТРО). Здесь, возможна заинтересованность пяти факторов: программирования и контроля собственной деятельности, несформированности предметных образов-представлений, несформированности пространственных представлений, и в целом - хронотопа, фонематического слуха, а также фактора повышенной тормозимости вербально-акустических следов.

Данные качественного нейропсихологического анализа когнитивной сферы в этой группе детей, совпали с данными ЭЭГ исследования этих детей. Так у части из них (дети у которых были обнаружены трудности непосредственного воспроизведения) при детальном неврологическом исследовании была обнаружена дисфункция подкорковых структур, а у другой части, подтвердился диагноз о возможных ММД корковых структур мозга.

Данные ММД были выявлены либо как эписимптомы, либо как результат нарушения мозгового кровообращения. Наиболее чувствительным методом неврологической диагностики оказался метод ЭЭГ исследования.

Нарушения, возникающие на более поздних этапах возрастного развития, также приводят к дефектам, выраженность которых, может варьироваться от грубого нарушения функций до легкой задержки темпов их формирования (Скворцов И.А., 2003). Мной был проведен анализ раннего психофизиологического развития в группе детей со снижением слухоречевой памяти (более 1,5 баллов). Анализ проводился по результатам заполнения специальной анкеты, путем их сравнения с результатами ЭЭГ исследования и результатами нейропсихологического обследования.

Анализ показал, что более 40% детей с трудностями формирования слухоречевой памяти, имели пороки развития в раннем онтогенезе. Эти трудности выявлялись как в пренатальном, так и в перинатальном периоде, и выражались в различного рода патологических влияниях (тяжелых токсикозах в период вынашивания плода, либо перенесенных инфекционных заболеваниях матери, осложнениях при родах (асфиксия и др.) перенесенных ребенком заболеваниях в первый год жизни, эндокринных нарушениях и др.), произошедших в этот период развития ребенка.

Была и другая часть детей (28%), у которых, трудности или недостаточная возрастная сформированность мнестических процессов, коррелировали с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями и др. патологичными влияниями, но произошедшими в период от 2-х до 6 лет. И, наконец, третья часть детей, это дети без выявленных патологических влияний в анамнезе (32%).