Смекни!
smekni.com

Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" (стр. 6 из 15)

В практике обучения обычно применяется комбинированный урок. В рамках этого урока осуществляется и ознакомление с новым материалом и его закрепление.

Типология уроков в зависимости от формы организации деятельности обучающихся представлена на рис.1.

Урок формирования теоретических знаний

Основные характеристики урока: деятельность обучающихся жестко управляется деятельностью преподавателя на всех этапах; учебный материал как правило не известен обучающимся; в структуре урока возможно выделение четких этапов:

- актуализация опорных знаний и умений;

- формирование новых понятий;

- применение новых знаний.

Конструирование урока данного типа осуществляется следующим образом:

1. Постановка цели урока

Цель урока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях учащихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структур теоретических знаний и уровень усвоения материала.

2. Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации

Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:

- опрос учащихся по предыдущему материалу;

- решение задач с применением опорных понятий;

- постановку демонстрационного эксперимента.

Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс.

3. Планирование формирования новых понятий и способов деятельности

Реализуя данный этап разработки урока, преподаватель обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.

Знакомство с новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы; организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовых задач.

Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться по средствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объяснения преподавателя.

4. Планирование этапа применения знаний

Этот этап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач; решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.

На данном этапе преподаватель подбирает необходимые задачи или тесты планируемого уровня.

При проектировании урока следует знать, во-первых, его функции. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение цели и развития личностного потенциала обучающихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у обучающихся знания, навыки, умение, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. Развивающая функция-нацеленность урока на развитие психологических качеств обучающихся.

Во-вторых, любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса обучающихся. К дидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логические операции учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности преподавателя.

В-третьих, необходимо знать виды уроков. Они определяются на основе различий применяемых методов и простых форм. Выделяют такие виды уроков как: урок-беседа; урок-лекция; урок-дискуссия; урок-семинар и т.д.

В-четвертых, педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах. Учебная деятельность-это деятельность обучающихся по усвоению знаний, а также деятельность педагога, создающая условия знаний и обеспечивающая умственное развитие обучающихся.

Различают три формы организации учебной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать все и т.д. Групповая форма предусматривает разделение обучающихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можно использовать, например, при лабораторных работах. Индивидуальная форма углубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся дается самостоятельное задание. Все эти формы ценны по себе и применяться могут только во взаимосвязи. Урок не только организует процесс познания обучающихся и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью. Управлять - это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на уроке, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее. Выполняя эту работу педагог дозирует, направляет, усиливает, ускоряет процесс познания обучающимися опыта поколений.

План-конспект урока теоретического обучения

Урок по дисциплине «История костюма и моды»

Тема урока: «Женский костюм 50-80-х годов»

Дата проведения 18.12.03г.

Цели урока: научить учащихся обобщать. Анализировать и выделять главное в костюме, точно определять пропорции. Развивать глазомер. Формировать умение и навыки творческой поисковой деятельности. Воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тип урока-урок изучения нового материала.

Методы ведения урока: монологический, диалогический.

Межпредметные связи: основы конструирования и моделирования, рисунок.

Ход урока

Таблица 2.1

Деятельность преподавателя и учащихся на уроке

Этапы урока (затраты времени) Содержание учебного материала Применяемые методы Деятельность преподавателя на уроке Деятельность учащихся на уроке
1. 1 – 2 Проверка готовности к уроку. Готовятся к уроку
2. 3 – 5 На прошлых занятиях мы рассмотрели костюм периода становления СССР, влияние революции 1917 г. на развитие. Обратили внимание на революционную символику в костюме. Вы уже имеете представление о костюмах периода НЭПа, пролетарском, буржуазном, комсомольском, пионерском. А сегодня мы подошли к изучению костюма и моды советского периода. Итак, тема сегодняшнего урока: «Женский костюм 50 – 80-х годов». Наша задача сегодня – рассмотреть силуэтные формы, конструктивно-декоративные особенности костюма. Влияние народного костюма на создание моделей одежды в советский период. Монологический метод - сообщить учащимся тему урока сформулировать основную проблему содержание учебного материала Объявление темы, цели урока. Записывают тему урока.
3. 7 – 10

1. Появление каких новых жизненных условий повлияло на создание костюма? Прогрессивное развитие техники, транспорта, спорта; массовое производство; массовое потребление, эмансипированное положение женщин.

Диалогический метод – поставить проблемный вопрос перед учащимися. Задает вопросы учащимся по предыдущей теме урока. Отвечают на поставленные вопросы.
2. Кого называют пионерами нового костюма? Н. Ламанова, В. Мухина, Н. Макарова, А. Экстер, Ф. Гореленкова.

3. Какой эстетический идеал формируется в этот период. В этот период формируется образ нового человека – борца, романтика, отрекшегося от старого мира, следующего идеалам гуманизма, правды, добра и красоты.

4. Какая революционная символика использовалась в костюме? Солдатская гимнастерка с широким ремнем, брюки, френч или кожанка, платье из холста или солдатского сукна, куртка, фуражка, платок, красная косынка, повязанная на лоб, ботинки, сапоги.
5. Что из себя представляет костюм периода НЭПа? Силуэт – узкий, удлиненный сзади – «птичий». Платье было с неровным зубчатым подолом. Использовались дорогие ткани: парчу, шелк, мех. Шапочки плотно облегающие голову, а иногда закрывающие лоб и один глаз. Волосы коротко стригли. Женщины носили узкую остроконечную обувь с перепонками – застежками.
4. 40–50 1950-е гг. Советский костюм в эти годы отражал дальнейшее развитие силуэта прошлых лет и развитие ассортимента. Военизированный силуэт сменяет утвердившиеся в моде формы одежды. В силуэте подчеркивается высокая и широкая линия плеч. Ведущий силуэт женской одежды конца 50-х гг. - прямой рубашечный, что имело огромное значение для развития массового производства. Широко использовались новые ткани из химических волокон. Показательный метод проиллюстрировать содержание проблемы примерами из истории. Формирование новых понятий и способов деятельности. Осмысление проблемы в истории развития моды.
В 1957 г. к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве советские модельеры создали яркие, красочные блузки, юбки, рубашки из недорогой ткани. Расскажите об особенностях моды 50-х годов. В 50-е годы в силуэте подчеркивается высокая и широкая линия плеч. Силуэт в одежде – прямой рубашечный. Ткани используются новые из химических волокон ярких цветов.
1960-е гг. Это время расцвета искусства советского костюма, совершенствования мастерства отечественных художников-модельеров. Именно в это время мир впервые услышал о В. Зайцеве, Л. Телегиной и о многих других молодых советских художниках. К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции создается коллекция моделей, отражающая героику революции, гражданской войны, покорение космоса, искусство народов СССР посредством: цвета, формы, орнамента. Используется взаимосвязь контрастных сочетаний цветов, модный силуэт, дополнения,
кожаные пояса, шинели, полевые сумки. В. Зайцев по мотивам русской народной одежды создает серию сарафанов. В эти годы создаются тематические модели: «Русь», «Космос», «Русская сказка», «Наталка-Полтавка» и др. Успехи были достигнуты и конструкторами: они переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе. Расскажите об особенностях моды 60-х годов. Мода 60-х годов носила тематический характер. При помощи цвета, формы, орнамента в одежде передавались мотивы русской народной одежды, гражданской войны, покорение космоса. 1970-е гг. Это период промышленного моделирования костюма. Источником вдохновения для модельеров служат: явления природы, события общественной жизни, связь с классикой, народные художественные традиции, искусство, спорт. В фольклорной одежде по-прежнему используются вечные ценности: натуральные ткани, выполненные вручную кружева, вышивка,
кожаные изделия, украшения. Орнаментация ткани расширяется и усложняется. Появляются: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика. Какие вечные ценности остаются неизменными в фольклорной одежде? В фольклорной одежде остаются неизменными натуральные ткани, кружева, вышивки, кожаные изделия, украшения. Какая орнаментация тканей присутствует в одежде 70-х гг.? В одежде 70-х гг. присутствует следующая орнаментация ткани: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика. 1980-е гг. Мода 80-х – результат работы целых коллективов художников, технологов, конструкторов. В это время обновляется ассортимент тканей. Костюм расценивается как
комплект одежды. Характерными чертами являются мягкость и пластичность форм, позволяющих свободно и легко двигаться, тонкость и благородство сочетаний цветов в одежде, соединение элегантнее. Ведущими в женской моде остаются четыре основных силуэта: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий. Доминирует прямой силуэт. «Тюбик» -линия плеч может быть прямая, четкая, иногда плавная. Линия талии часто подчеркивается поясом. Рукава втачные, цельнокроеные, реглан, узкие, с отвернутыми манжетами или патами. «Рубаха» - рукава цельнокроеные, с ластовицей или свободной формы, пройма занижена, часто квадратная. Объем изделий небольшой, иногда более свободный и мягкий. Трапециевидный – расширение книзу и высота подреза вверху у проймы, иногда спущенная линия плеч, защипы, складки или сборки, идущие от отрезных кокеток. Рукава-реглан, цельнокроеные, узкие или широкие, часто укороченные или с отвернутыми манжетами.
Полуприлегающий силуэт небольшого объема, плавно облегающий фигуру. Рукава втачные, реглан, цельнокроеные, умеренной ширины. Приталенный силуэт – умеренное облегание лифа по линии груди и талии, разнообразное решение юбок. Какие черты являются характерными для одежды 80-х гг.? Характерными чертами являются мягкость и пластичность форм, позволяющих свободно и легко двигаться, тонкость и благородство сочетаний цветов в одежде, соединение четкой классической линии с элементами женственности. Какие силуэты являются ведущими в женской моде? Ведущими в женской моде остаются четыре основных силуэта: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий. Какая длина является важной особенностью в моде 80-х гг.? Важной особенностью является новая длина: на 4-20 см ниже колена. Такая длина одежды
5. 8 – 10 Закрепление полученных знаний 1. Какой стиль присутствует в 50-е гг.? Военизированный стиль. 2. Ведущий силуэт женской одежды 50-х гг.? Прямой рубашечный. 3. Что отражает костюм 60-х гг.? Костюм отражает героику революции, гражданской войны, покорение космоса, искусство народов СССР. 4. Что является источником вдохновения для модельеров? Источниками вдохновения служат: явления природы, события общественной жизни, связь с классикой, народные художественные традиции, искусство, спорт. 5. Какая орнаментация тканей присутствует в одежде 70-х? В одежде присутствует следующая Диалогический метод показать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом Задает вопросы по изученному материалу. Дают краткие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
орнаментация: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика. 6. Какие силуэтные формы являются ведущими в 80-е гг.? Ведущими силуэтными формами 80-х гг. являются: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий.
6. 5-8 Домашнее задание: рассмотреть особенности моды 50 – 80-х гг. Что явилось базой для моды 80-х годов? Монологический метод – сформулировать основные выводы по уроку Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом. Слушают, анализируют, делают выводы. Записывают домашнее задание.