Смекни!
smekni.com

Экологическое воспитание в процессе обучения (стр. 3 из 7)

1.3 Проблемы современного экологического воспитания

Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению экотопов в глобальном масштабе. Эти явления представляют собой не что иное, как последствия утилитарно-прагматического отношения человечества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социокультурных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа. Существует несколько подходов по данному вопросу: экологизация всей образовательной системы, включая учреждения дошкольного и дополнительного образования; изучение учебной дисциплины «Экология», начиная со среднего звена в общеобразовательной школе.(Богданова 1980г).

Однако, существование огромного количества экспериментальных образовательных программ, учебников, методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся, не приносит ощутимых результатов. До сих пор реальна проблема низкой экологической культуры, как взрослого населения, так и учащейся молодежи. Социологические и педагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологической воспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровень субъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста к старшему подростковому, резко снижается. Таким образом, проблема актуализируется сохранением субъектного отношения к природе у подростков, и на его основе формирование компонентов экологической культуры, т.е. их экологического воспитания (Старостин 1990г).

Не менее актуальным вопросом в отечественной системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания. По мнению большинства ученых и педагогов, практических работников системы образования, увеличению результативности данного процесса способствует народная педагогика, основа народного воспитания. Поэтому без учета традиций народного воспитания, экологичных по своей сути и включающих, кроме того, и нравственные компоненты, без изучения педагогического опыта народов, с нашей точки зрения, не может быть эффективно организовано экологическое воспитание учащихся, в целом, и подростков, в частности.

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.

В наши дни отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. А решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств (Кнященко, Лейзеров, Каган и др., 1983).

Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках и во внеклассной работе, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» (Волков, 1991)

В свое время философ Д. Дидро писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка». (Боровская, 1991). Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие. К.Д. Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: «Все это помогает, – отмечал К.Д. Ушинский, – возгореться искрами любви к Отечеству» (Букин, 1991). Разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. «Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим» (Василькова, 1999).


2. Теория экологического воспитания

2.1 Сущность экологического воспитания

На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Для этого мы дополнили действующий учебник экологическими вопросами. Во время преобразующего эксперимента мы формировали следующие представления: - почему поле, лес, луг называют природными сообществами; - для чего существуют различные элементы природных сообществ; - как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности. (Богданова, 1980).