Смекни!
smekni.com

Формирование интереса к обучению у младших школьников (стр. 8 из 9)

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:

1) усредненный общий темп изучения материала;

2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учениками;

3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате дети «разучиваются думать»;

4) почти полное незнание учителем, усваиваются ли учениками сообщаемые знания;

5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

6) затрудненность самостоятельной работы детей с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

7) преобладание нагрузки на память учеников, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, то есть «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность детей – сочинения, рисунки, театр, практические работы («педагогика действия») – активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, способности и умения. Однако абсолютизация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводят к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к большой трате времени, к снижению уровня обучения.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества – это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) – осмыслил – сказал – запомнил».

Именно отход от традиционных, привычных методов и форм обучения в большей степени гарантирует успех в формировании интереса к обучению у школьников, в частности, у самых маленьких учеников. Как яркое подтверждение этой теории существует опыт работы школы № 1811 и ее директора Александра Ароновича Рывкина.

В конце 80-х на территории микрорайона школы начал строиться молодежный жилищный комплекс «Измайлово». Молодые родители хотели, чтобы их дети учились в «новой школе», объявили конкурс. Коллектив педагогов его выиграл, предложив проект достаточно необычного для того времени социально-педагогического комплекса. Получив в свое распоряжение два дополнительных здания, педагоги открыли детский сад и «отселили» учеников первых четырех классов от основной школы. «Тогда же, - говорит Александр Аронович, - в поисках новых идей и единомышленников я вышел на движение «Эврика», затем попал на игры по проблемам образования, которые проводили Георгий Щедровицкий и его ученики-методологи, влюбился в эту уникальную форму организации коллективного мышления и деятельности. Я понял, что игровая форма поможет нам избавиться от классно-урочной системы и чистой предметности, и начал думать, как использовать ее в учебном процессе».


Классно-урочная система не устраивала директора школы многим. В частности, пассивностью учеников, которые в лучшем случае внимательно слушают учителя и запоминают, не обязательно понимая, что он говорит. Заглатывание информации не побуждает развивать понимание, рефлексию, мышление. Формирование мышления декларируется школьными программами, об этом написано с три короба, но как его развивать в традиционной практике, ни один методист показать не может. А хотелось, чтобы ребята умели слышать и понимать друг друга, налаживать коммуникацию, отстаивая свою точку зрения, выкладывать содержательные основания, рефлектировать свою деятельность, без чего нельзя правильно мыслить.

Классно-урочная система предполагает преподавание изолированных, «отраслевых» наук, или учебных предметов. Такое обучение, по большому счету, формирует разорванное сознание. Подлинное знание, которым человек может пользоваться как инструментом в своей деятельности, обретается после того, когда ученик воспроизведет, «проживет» ситуацию открытия, скажем, физического закона или химической формулы.

Коллектив педагогов разработал свой подход к организации учебных занятий. Проводимые образовательные сессии не похожи одна на другую, но в любой из них учитель не работает в жанре монолога и не вызывает учеников по одному для проверки домашнего задания. Темы сессий - а учителя рассматривают их как зачетные по разным предметам - определяются до начала учебного года и закладываются в годовой план для решения либо междисциплинарных задач, либо для выработки определенных навыков: умения понять сложный текст, сделать доклад, дискутировать и так далее.

Традиционные уроки сохранились, но они занимают свое место в более сложной структуре. Поскольку школа обязана выполнять федеральную базовую программу, весь школьный курс делится на две части: в одной - на уроках, хотя тоже не совсем традиционных, - реализуется базовую программу, а оставшееся время отводится на специальные курсы по выбору. При этом педагоги пользуются разными методами, например, «погружением» в какой-либо один учебный предмет, уделяя только ему два-три дня по шесть часов ежедневно; класс при этом делится на две-три группы.

Еще одна форма - детско-взрослые академии, которые проводятся вне учебного года, как правило, летом и с выездом на неделю за пределы Москвы. Каждая академия предполагает освоение какого-либо культурного образца - классическую или современную пьесу, вошедший в золотой фонд киноискусства фильм, или даже удачная телевизионная передача.

В школе работают не только исследовательские, конструкторские, проектные, но и «рукодельные» мастерские: керамическая, по обработке дерева, переплетная мастерская в младшей школе. Каждая из них, как и любой проект, «надстраивается» над традиционным учебным процессом, причем может объединять школьников разных возрастов. Кстати сказать, проводить образовательные сессии, академии, организовывать мастерские и выезжать на экскурсии учителям помогает активно действующий попечительский совет школы.

В школе функционируют два театра: «взрослый» в основной школе и кукольный в младшей. Причем уроки театра, которые ведут профессиональные педагоги, обязательны для ребят с первого по седьмой классы. Это создает особую социокультурную ауру, оказывающую буквально на всех облагораживающее влияние. Одновременно, начиная с шестого класса, с ребятами начинают работать, используя принципы педагогики «по Щедровицкому», направленной на «выращивание» разных интеллектуальных функций, без которых невозможно ответить на вызовы XXI века.

Интересно организована преемственность между младшей и средней школой. Цитирую отрывок из интервью А.А. Рывкина:

«(Кор.): - Вначале вы разделили начальную школу и основную, стремясь избавить малышей от «тлетворного» влияния подростков. И этим ограничились?

(А.А.) - Нет, со временем мы пришли к пониманию того, что старшая школа должна быть профильной, но понимаем мы это и организуем по-своему. С восьмого класса знакомим ребят с разными типами профессиональной деятельности, к концу девятого выявляем их интересы и с десятого основное внимание уделяем именно им. Один год большинство старшеклассников интересовала театральная педагогика, что побудило нас организовать внутри школы как бы отдельный колледж с отделениями «актер драмы» и «педагог дополнительного образования». После окончания наши выпускники поступали в театральные или педагогические вузы, на психологические факультеты. В прошлом году большинство школьников было ориентировано на словесность, лингвистику, историю. В нынешнем году, как я чувствую, основная часть десятиклассников интересуется естественнонаучными и техническими дисциплинами. Кстати сказать, деление на гуманитариев и «научников», если, конечно, ребенок не проявляет с детства глубокий профессиональный интерес, я считаю весьма условным. (…)