Смекни!
smekni.com

Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте (стр. 5 из 6)

· Учитель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово.

· Учитель показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинается на эту букву, встают.

· Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражания и восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенок подбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; учитель проверяет.

· Для самостоятельных упражнений учеников, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал: 1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова; 2) набор картинок с подобранными к ним слогами; 3) набор картинок и целые слова.

· Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: «Переставь слоги. Какое новое слово получилось». Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются.

· Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используются односложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре «Переставь слоги».

Актуализация познавательных возможностей осуществлялась с помощью адаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилям учащихся, предоставления свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы.

Для развития у учащихся познавательных мотивов, эмоциональной и волевой сферы использовались задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия в познавательной деятельности учащихся. Включая эти и подобные игры в контекст урока, мы повышаем познавательную активность младших школьников, дети становятся более заинтересованными в процесс обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить. В ходе целенаправленной работы по формированию у младших школьников активной познавательной позиции через внедрение системы дидактических игр у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности учиться.

Для диагностики мы использовали методику изучения познавательной активности на уроках обучения грамоте.

Цель: определить степень познавательной активности младших школьников.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен:

2 – трудно сказать;

1 – не согласен:

0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя.

3. Когда на уроке учитель дает занимательные задания, я чувствую себя легко и свободно.

4. Мне интересно задавать вопросы нашему учителю.

5. Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней.

6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

Обработка полученных данных. Показателем активности учащихся (А) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если А > 3, то можно констатировать высокую степень активности, если же 2 > А <3, или А < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени активности.

После обработки данных мы получили следующий результат:

А=770/208 =3,4…, что соответствует высокому уровню познавательной активности младших школьников.

Также было продолжено наблюдение за активизацией познавательной деятельностью учащихся, эти данные занесены в таблицу.

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8
1. Баева Д + + + + + - + -
2. Бердов А. + - - - - - + +
3. Белоликова И. + - + + + + + +
4. Верещагина Е. + - + - + + + +
5. Гулмуродов А. + + + - - + + +
6. Денисенко А. - - - + - + + -
7. Ерохин М. - - + + - + + -
8. Зубкова Т. + + + + + + + +
9. Ивановский П. - + + + + + + -
10. Калининская А. - - + + - + + -
11. Кирикова В. + + - - - + + +
12. Кривошеин А. + + + + - - + +
13. Маркелов Д + + - + + + + -
14. Петров С. - - - - - + - -
15. Пашкова У. + + - - - - + -
16. Рогов Д. - - + + + + + +
17. Саперов П. - + + + + + - -
18. Семенов Р. - + - - + + + +
19. Тищенко А. - + + + - + - -
20. Туманова Ю. + + - - + - - -
21. Устинов П. + + + + + + + +
22. Федорова Ж. + - - - + + + +
23. Шумов С. + - - - - + - -
24. Щукина Н. + + + + + + + +
25. Яблокова О. + + + + + + + +
26. Яговкин С. + + + + + + + +

Из общей картины наблюдения можно выделить отдельные стороны: после обработки данных выявлено, что высокий уровень познавательной активности теперь у 50% учащихся, средний уровень у 36%, а низкий уровень имеют 12% младших школьников. Как мы видим, в ходе эксперимента показатели улучшились.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Применение поощрений обязывает выполнение следующих требований:

· Поощрение должно применяться в системе, объективно;

· Наиболее эффективно использование двух или нескольких поощрений. (аплодисменты, открытка с надписью «Молодец!», написание на доске имен детей и др.)

· Идти о занимательных поощрений к наиболее сложным – деятельности.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

2.3 Анализ констатирующего эксперимента

Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.

В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс обучения на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.

Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обучения игровых методик. Отбор игрового материала осуществлялся на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобы разные аспекты знаний получали логически последовательное развитие. Обучение чтению в форме игры способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, активизации мыслительной деятельности, побуждают к личному участию в решении проблем.

Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.

Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные и интеллектуальные умения.