Смекни!
smekni.com

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников (стр. 7 из 8)

Затем на бумаге дети самостоятельно рисуют облака, какие хотят.

Этап III. Педагог устраивает вместе с детьми выставку рисун­ков. Дети дают имена своим облакам, придумывают про них рас­сказы на основе полученных на занятии знаний.

Этап IV. Под песню «Облака» дети пляшут и поют.

Педагогические рекомендации

Педагогу следует обратить внимание на эмоциональную свободу ребенка, на его желание участвовать в общем рисовании на доске, на готовность помочь товарищам. Для развития коллективистских ка­честв на занятии по труду детям предлагается выложить из ваты или мятой бумаги рельефную композицию «Облака». Педагог распреде­ляет детей на рабочие группы, в каждой на основе анализа личности ребенка назначает лидера. Работа в такой группе - это начало соци­ализации маленького человека, формирование у него чувства ответ­ственности как за себя, так и за окружающих.

На занятиях по изобразительному искусству к теме «Облака» можно вернуться и показать детям следующие техники: письмо по влажной бумаге, письмо гуашью сухой кистью при помощи трафа­рета и шаблона, которые дети или педагог вырезают из плотной чер­тежной бумаги, работу воском с последующей заливкой рисунка акварелью разных цветов. Последнее рекомендуется использовать на занятиях с детьми, которые плохо контролируют нажим ручки: или слишком слабо на нее нажимают или слишком сильно давят. Техника «акварель, воск» вследствие контрастности работы с каж­дым материалом позволяет ребенку ощутить характер своего дви­жения и усилий руки.

Для закрепления образа облака, на занятии по развитию речи рекомендуется прочитать детям стихотворение В. Я. Брюсова. Же­лательно, чтобы дети через выразительные движения пережили ус­лышанные сюжеты.

При анализе детского рисунка педагог отмечает работу по всей плоскости листа, равномерность компоновки, непрерывность про­ведения линий, самостоятельность выбора персонажей и делает вывод о развитии мышления, сформированности графических на­выков, уверенности в себе у ребенка. Плохая компоновка, преры­вистость линий, бедность рисунка свидетельствуют о необходимо­сти дополнительных занятий с ребенком или поиска методических приемов, более соответствующих его индивидуальности.

Занятие № 4.

ТРИ ПРИЯТЕЛЯ БОЛЬШИХ - ТОЧКА, ЛИНИЯ И ШТРИХ

Цель. Развитие образных представлений и осознания изобрази­тельно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих.

Тип. Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид. Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.

Задачи.

Раскрыть особенности графических средств путем использова­ния их в передаче образной поэтической формы.

Развить навык работы с шаблоном, ориентацию на листе в трехчастной композиции.

Материалы к занятию.

Иллюстрации: фотографии собак разных пород, лохматых и глад­кошерстных.

Музыка: пьеса Н. Артоболевской «Дрессированные собачки», «Собачий вальс» (фольклор).

Литература: книга Дж. Палмер «Ваша собака», стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших — точка, линия и штрих».

Оборудование: шаблоны-треугольники; бумага; фломастеры.

Подготовка

Педагог оформляет помещение, в котором проходит занятие, фо­тографиями и рисунками с изображением собак разных пород, про­водит беседу о породах собак, о том, как собаки служат человеку.

Ход занятия

Этап I. Педагог проводит с детьми физкультминутку, во время которой дети создают театрализованные образы бульдогов, пуде­лей, овчарок, мимикой, жестами и телодвижениями передавая по­вадки животных.

Этап II. Педагог спрашивает у детей:

- Каких размеров бывают собаки? Какая у собак шерсть? Есть ли у вас дома собака? Какой она породы? Что вы знаете о породах собак? Любите ли своих четвероногих питомцев?

Дети отвечают.

Педагог подводит к теме занятия:

- Как вы думаете, трудно ли нарисовать собаку?

Дети на рабочих листах пробуют нарисовать животное. Педагог вы­зывает детей к доске и предлагает нарисовать собаку. Кто хочет, тот идет. Педагог:

- Сейчас мы с вами нарисуем сразу трех собак и узнаем, кто нам в этом поможет.

Читает стихотворение Ю. Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих»:

Дорогие мои дети, Может в шарик превращаться

Много есть чудес на свете. И в зигзаги изгибаться,

Смело их рисуют люди: Может сеточки плести,

Это яблоко на блюде, Ведь она всегда в пути.

Дом, забор, собака, миска, По секрету всему свету

Вертолет, корабль и киска, Я хочу совет вам дать.

Сковородка, стол, вагон, Подружиться с ними можно,

Дерево, магнитофон. Научившись рисовать!

Только кто же их создал, Точкой, линией, штрихом

а точней, нарисовал? Можно буквы написать

Три приятеля больших - И зверей изображать -

Точка, линия и штрих! Что хотите рисовать.

Штрих - от линии кусочек, Только помните, друзья,

Точка - маленький кружочек, Рисовать старательно –

Ну, а линия большая Это обязательно!

И прямая, и кривая Вот!!!

Педагог разбирает стихотворение, предлагает детям разделить бумагу на три части, используя шаблоны. Ребенок придерживает шаблон левой рукой, правой обводит его фломастером. Педагог просит по левой стороне центрального треугольника по­ставить точки, считая вслух: «Раз, два, три», чтобы точки наноси­лись равномерно и развивалось чувство ритма, по правой стороне на счет «Раз, два, раз, два, три» - штрихи.

Педагог рассказывает сказку «О пу­тешествии собачек по городу» и попут­но объясняет, где, что и как рисовать.

Дети под сказку делают зарисовки.

Педагог рассказывает:

- Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из-за разбежавшихся дож­девых туч, вышла на прогулку кудря­вая собачка. Она посмотрела на солн­це (в верхнем углу треугольника нарисуйте солнце при помощи линии), на редкие облака (не отрывая руки от листа, нарисуйте облака) и на лужи. Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытяну­тые. Собачка смотрела на свое отражение в луже и заиг­рывала с ним, лая и трогая воду лапкой.

Педагог прерывает сказку и показывает на доске последователь­ность рисования собачки:

- Давайте нарисуем собачку в центральном треугольнике и да­дим ей имя.

Дети выполняют рисунок и называют собачку, например Маня. Педагог продолжает сказку:

- Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные: ромашки и розы, колоколь­чики и одуванчики. (Нарисуйте цветы.) Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое, как в Линейном районе, и облака, лужи, цветы были другие.

Педагог на доске рисует штрихом солнце, лужи и цветы, дети на
листах повторяют за ним.

- Но самое любопытное, что Маня встретила там пса, похожего на нее, только лохматого, совсем непричесан­ного (нарисуйте его в треу­гольнике).

Пес оказался очень компанейским и веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у Мани, кото­рая выступала в цирке и была на ред­кость дрессированной.

«Извините за беспокойство, будь­те добры, скажите, пожалуйста, куда я попала», - обратилась Маня к взъе­рошенному псу.

«Гав, гав, - ответил тот, - наш район называется Штриховой, а меня зовут...»

Дети придумывают кличку собаке, например Тобик (Тузик, Лохмач...).

-Собаки бегали, играли и сами не заметили, как оказались в не­знакомом месте.

Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек, что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, кото­рая представилась Кнопочкой. Она вся была в точках и действительно напоминала кучу кнопок. (Нарисуйте ее в треугольнике.)

«Куда мы попали?» — осведомились Маня и Тобик.

«В Точечный район», — ответила Кнопочка.

Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Маня забеспокоилась, что ее, наверное, давно ищет хозяин. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостиками, тявкнули на прощание и разбежались по своим домам.

Кнопочка осталась в Точечном районе. Тобик побежал в Штри­ховой. А Маня... Кто угадает, как назывался район, где жила Маня?

Дети отвечают: «Линейный».

- Однако собачки не забыли о своем знакомстве. Иногда они ходили друг к другу в гости и весело проводили вместе время.

Дети дорисовывают в треугольниках солнце, лужи и цветы, используя соответственно точки и штрихи.

Этап III. Педагог устраивает выставку детских рисунков и про­водит по ним беседу. Предлагает детям придумать свои рассказы о собачках.

Этап IV. Под музыку Н. Артоболевской и фольклорного Соба­чьего вальса дети играют в «Собачий цирк»: собачки танцуют, вска­кивают на стулья, прыгают через обручи, головами отталкивают воз­душные шары и т.д.

Педагогические рекомендации

Если у детей после занятия появится желание нарисовать жи­вотных на доске (больших листах бумаги), это следует поощрить.

О животных и о собаках, в частности, существует много произве­дений. Педагог по возможности знакомит детей с ними; песни и сти­хи дети могут выучить наизусть.

Если дети смотрели мультфильм «Об умной собачке Соне», то можно предложить им сделать групповую композицию коллажного типа с облаками из мятой бумаги, с вырезанными из цветной бу­маги лужами и нарисованными героями.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры ге­роев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Материал для рисования: карандаши и бумага, всякий материал для построек, научить, как общаться с этим материалом.