Смекни!
smekni.com

Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях (стр. 22 из 23)

Скорее всего, ребятам не удастся добиться того, чтобы все «выбросили» одинаковое количество пальцев. Тогда ведущий акцентирует внимание участников на необходимости создания из разрозненных личностей, оказавшихся в одной группе, настоящего коллектива с едиными целями, когда множество отдельных людей действуют как единое целое. Потому что, только в этом сокрыты потенциальные возможности достижения победы.

Для того чтобы максимально сосредоточить внимание ребят на занятии, отвлечь их от мыслей о том, что не касается игрового занятия и сконцентрировать внимание участников на ведущем (особенно, если ведущим является один из ребят), проводится следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «СОНОСКОП»

Участники игры закрывают глаза. Ведущий стучит карандашом по разным предметам. Задача ребят: догадаться (не открывая глаз) по каким предметам стучит ведущий и правильно назвать их.

Следующее упражнение направленно на то, что бы выяснить творческие возможности участников. Определить их оригинальность, побудить индивидуально каждого принимать участие в игровом действии. Упражнение представляет своеобразный наглядный показ потенциальных творческих возможностей ребят.

УПРАЖНЕНИЕ 3. «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

В руках искусного артиста самый простой предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он может показаться на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги - зеркалом, носовой платок - листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это - без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки какой-то предмет, в его руках он превращается в нечто совсем иное, после манипуляций ведущего, когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем-совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это без единого слова. И так, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Заботился о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна.

Последующий блок игр направлен на воплощение в жизнь основной цели нашего игрового занятия. Переходя к этой части занятия важно заинтересовать ребят в необходимости активно участвовать всем ребятам в каждом упражнении.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ХЛОПКИ»

При выполнении этого упражнения ребята должны быть предельно внимательными, следить за действиями друг друга и самим вовремя включаться в игру.

Участники становятся в круг. Выбирается водящий (его может указать ведущий занятия). По команде водящего стоящий слева от него должен хлопнуть в ладоши, стоящий слева от него, по очереди тоже хлопают по одному разу. Таким образом, хлопки передаются по кругу, по часовой стрелке. В любое время водящий может скомандовать «хоп». С этого момента направление хлопков должно поменяться, т.е. следующий должен хлопать не участник стоящий слева, а стоящий справа. Таким образом — водящий задает и изменяет направление хлопков по кругу. Участник вовремя не хлопнувший в ладоши становится водящим.

Это упражнение дало нам возможность наглядно увидеть как важно участие каждого члена отряда в общем деле. И если один не выполнил своего задания, то сбивается и ритм работы твоего отряда.

Итак, продолжим наше занятие и выполним следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 5. «НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ»

Руководитель занятия делит отряд на две равные группы. Одна и другая группа становятся в две шеренги напротив друг друга, разбившись на пары.

Стоящие во второй шеренге рисуют на спине своего партнера некоторый образ, например кораблик или самолет. Стоящий впереди должен определить, что нарисовано у него на спине.

Вербализируя игровые моменты, партнеры выясняют, что было нарисовано, и была ли "картинка" угадана.

Это упражнение является демонстрацией тактильного контакта двух

людей. Не всегда легко было угадать, что у тебя нарисовано на спине. В тактильном контакте может участвовать и целая группа людей.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ТАКТИЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ»

Все ребята становятся в круг. Ведущий занятия выбирает «передатчика», а стоящий слева от него будет «приемником». Все берутся за руки. «Передатчик» пожимает руку «приемнику» с определенной последовательностью, например: два пожатия и длинный интервал между ними. Затем «приемник» становится «передатчиком» и передает этот импульс слева стоящему игроку - «приемнику» и т.д. Импульс постепенно передается по часовой стрелке. Когда он возвращается к первому «передатчику», то он определяет правильность импульса.

Скорее всего, импульс придет в искаженном виде (упражнение можно повторить несколько раз, изменяя передаваемый импульс). После проведения данного упражнения важно вербализировать его результаты и акцентировать внимание на том, что импульс, прошедший через несколько участников исказился. Когда кто-то из отряда, получив задание, начинает передавать его другому и тот в свою очередь следующему, то результат задания, как правило, будет отличаться от ожидаемого. Поэтому важно, получив какое-то задание, выполнять его самому, а не передавать другому.

В конце игрового занятия можно, предварительно психологически настроив ребят, провести повторно упражнение «Гомеостат» для выяснения повышения уровня групповой психологической совместимости ребят. Если игровое занятие проведено ведущим достаточно динамично и на высоком эмоциональном уровне, если присутствует заинтересованность ребят в достижении основной цели данного занятия, то результат упражнения «Гомеостат» может оказаться просто ошеломляющим для ребят — на счет «три» все ребята выбросят одинаковое количество пальцев с первой попытки.


ПРИЛОЖЕНИЕ Л

ТРЕНИНГ.

Тема: Общение. Умение вступать в контакт.

Цель: в первые дни лагерной жизни познакомить детей друг с другом.

Задачи:

- создать доброжелательную атмосферу в отряде;

- обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом;

- побудить детей к высказыванию своих мыслей;

- дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом.

Упражнение «Улыбка».

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция: передать друг другу улыбку.

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить детей друг с другом; дать возможность детям осознать себя частью одного общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.

Упражнение «Если бы я был бы вожатым то…»

Цель: побудить детей к высказыванию своих мыслей.

Инструкция: каждый по кругу продолжает данную фразу.

Упражнение «Друг к дружке»

Цель: обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Будьте внимательны, когда я крикну: «Друг к дружке!» вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и дотрагиваться друг к другу теми частями тела, которые я буду называть. Итак, «Друг к дружке! Пятка к пятке!»

- правая рука к правой руке,

- нос к носу,

- спина к спине,

- ухо к уху,

- бедро к бедру.

Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: что понравилось на занятии, что нет? Какое у него настроение?


ПРИЛОЖЕНИЕ М

Методические рекомендации по проведению сказкотерапии

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Самое сложное для восприятия детей (и взрослых) можно объяснить сказкой, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Главная задача педагога-психолога при проведении сказкотерапии – помочь детям осознать смысл сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он будет более мудрым и созидательным, а его поведение будет адекватным жизненным ситуациям.

Общие закономерности работы со сказками.

Принципы работы со сказками:

1. Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что, на первый взгляд, это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Этого можно достигнуть задавая вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?