Смекни!
smekni.com

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах (стр. 4 из 4)

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, она – самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Концептуальные положения игровых форм обучения:

- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

- В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

- Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в воображаемую обстановку и ощущают себя частью изучаемого литературного процесса или произведения.

- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

- Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках литературы и усиливает желание изучать предмет.

- В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Так, например, при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" возможно использование такого приёма, как суд над Раскольниковым. Учащиеся заранее получают задания, распределяют роли. Ребята учатся вживаться в заданный образ, учатся видеть в героях живых людей с их чувствами и мыслями.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. На уроках литературы можно использовать "литературное лото", "назови произведение на тему", "третий лишний" и др. Возможно использование "блиц-опроса", где первый ученик задаёт вопрос второму, второй – третьему и т.д. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или некорректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе. Можно начинать урок с понятийной разминки, которая проводится следующим образом: на доске пишутся слова, нужно объяснить их смысл; даны понятия, необходимо назвать слова.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Такие приёмы работы, как "издание сборника …", "защита макета обложки книги того или иного произведения, автора", "подбор иллюстраций", "издание иллюстраций к …" ставит учащихся на место людей творческих профессий, развивает их творческое воображение.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.


Литература

1. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986г.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991г.