Смекни!
smekni.com

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников (стр. 4 из 11)

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например из рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово ― все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников.

Развитию логического мышления детей и формированию у них нравственно-экологического отношения к животным способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношении занятия, на которых дети придумывают рассказы на тему предложенную воспитателем. Содержание и форма проявления этого творчества могут дать интересный материал для оценки детских представлений по отношению к тому, что ребёнок говорит или слушает.

Речевая деятельность ребёнка даёт возможность проследить изменение мотивов, характеризующих взаимоотношения детей с животными. Детям старшей группы свойственно поведение на основе следующих мотивов: помочь, если что-то случилось, кошка поранила лапу; накормить, если животное голодное, щенку дать косточку; пожалеть. В поведении детей появляются новые мотивы: беспокойство за состояние природы, даже если ничего не случилось; нетерпимость к плохим поступкам. Появившиеся у детей беспокойства можно считать показателем гуманного отношения к животным[5,3].

2. Живой уголок

Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста, и не способствовал утомлению детей. Но чтобы научить детей любить и беречь животных и растения, воспитатель должен сам обладать этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить детей правильным приёмам ухода за ними.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные.

Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять своё внимательное отношение к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее и различное у животных. Помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о животных, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость и достижение результата.

Планируя работу, педагог должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В четвертых, здоровые и красивые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В обучении детей уходу за живым уголком можно выделить четыре этапа:

I. Воспитатель проводит всю работу сам, а дети смотрят и слушают объяснения.

II. Педагог прибегает к небольшой помощи детей, а основную работу выполняет сам.

III. Дети трудятся самостоятельно под присмотром воспитателя, который по мере необходимости дает советы и указания.

IV. Дети выполняют всю работу самостоятельно без участия воспитателя. Контроль осуществляется избирательно.

Кроме непосредственных приемов работы, дети должны усвоить следующие правила:

· всю работу необходимо производить так, чтобы не причинить вред животному;

· клетка с животным не должна оставаться открытой, без присмотра, длительное время, иначе животное убежит;

· все оборудование по уходу за животными должно быть чистым и содержаться в определенном месте.

Интересные животные есть везде, в любой климатической зоне нашей страны. Иногда возможно показать и рассказать детям о животном, которое не характерно для той местности, где находится детский сад, но типично для другой климатической зоны и привлекает своей жизнью, внешним видом, повадками.

Таким образом, ознакомление дошкольников с животным миром должно обеспечить не только усвоение знаний о характерных особенностях животного, его повадках, условиях обитания и содержания, о правилах обращения с ним, но и их практическое применение, в процессе которого формируются гуманное отношение и действенная любовь к животным[ 3].

3. Чтение художественной литературы

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником [10].

Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помощь животному, которое в неё нуждается. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [7.].

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, Э. Сентон-Томсон произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном, проведение которой просто необходимо.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку — книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: "Почему утенка называли все гадким?", "Гадкий утенок правда был гадкий?", и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.