Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения (стр. 6 из 11)

Педагогическая задача при постановке эстетической цели – создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца.

Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией модели-образца. Она рассчитана на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивого предмета, мастерски сработанного человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов труда. Немалое значение имеют разъяснения детям, почему надо делать вещи красивыми, например:

- Красиво делать значит окружать себя красивыми вещами, которые доставляют радость и наслаждение. Недаром говорят: красиво делать – красиво жить. Чтобы принести больше радости себе и людям – делай вещи красиво!

- Говорят, человек творит по законам красоты. Это значит, что бы он ни делал, он старается сделать красиво. Если ты хочешь стать настоящим человеком, в любое дело стремись вносить красоту.

- Даже в самом маленьком деле можно стать великим художником, если к делу относиться с любовью, творчески.

- Лучшая характеристика труженика – это предмет, сделанный его руками. Все прекрасное в человеке, прежде всего, раскрывается в труде. Ты покажи, как ты сделал,- я скажу, кто ты.

- Помни, ты тогда научишься понимать и ценить красоту предметов, тогда воспитаешь в себе высокий вкус, когда создашь по-настоящему красивый предмет. Ведь вкус лучшим образом развивается в труде, в труде по созданию красивых предметов. Делай красиво – разовьешь вкус!

Таким образом, постановка цели труда может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников [15].

Эстетическое воспитание на уроках труда в значительной мере связано и с выбором объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению трудового задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявит к намеченному для изготовления изделию.

Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта труда. Это не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления вещам, но и становится актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и, в частном, к намеченному для изготовления предмету.

Участие детей в выборе объекта труда может быть различным: беседы о вещах, которые хочется сделать на уроке, коллективный анализ письменных ответов учащихся на вопрос: "Что бы ты хотел сделать на уроках труда?"

Мало привлечь школьников к выбору объекта труда, необходимо помочь им подобрать такой предмет для выполнения, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус.

Объекты труда способствуют эстетическому воспитанию младших школьников на уроках трудового обучения в том случае, если они отвечают определенным требованиям.

Во-первых, объекты детского труда располагают различными возможностями эстетического воздействия на учащихся. Рассмотрим две группы предметов: предметы, различные по назначению, сложности, но одинаковые по мастерству исполнения, и предметы, одинаковые по назначению и различные по качеству выполнения.

Искусно сделанный из картона и бумаги различных сортов макет современной комнаты с гарнитуром мебели сравните с гирляндой флажков, тоже по-своему искусно выполненной. Первый объект труда располагает большими возможностями эстетического воздействия на школьников, прежде всего потому, что это результат более значимого творческого труда. Он активно способствует формированию чувства формы (так как предполагает анализ и оценку вещей различной сложности, знакомство с их конструктивными решениями); развивает чувство цвета (сопоставление цвета каждой детали и ансамбля в целом, связь между покраской предмета и его назначением); воспитывает чувство меры в цветовом решении и в орнаментовке. Гирлянда флажков тоже оказывает воздействие на детей, но, несомненно, меньшее.

Мы наблюдали, как в третьем классе при выполнении коробочки-куба учитель продемонстрировал неприглядный образец, наспех сделанный из невзрачного серого картона, с поверхностью весьма плохо обработанной, с изломами. Изделие не вызвало у детей интереса к предстоящей работе, не пробудило эстетического настроения. Под эстетическим настроением понимается эмоционально приподнятое состояние, вызванное созерцанием красивого предмета или успешной деятельностью по созданию его. Учащиеся по обязанности выслушали инструктаж учителя, по обязанности приступили к выполнению задания.

В другом классе на уроке, посвященном изготовлению этой же модели, был продемонстрирован привлекательный образец, аккуратно выполненный, дополненный разнообразными деталями. На школьников он произвел сильное впечатление, с увлечением они взялись за дело. На всех этапах работы чувствовалось их горячее стремление к эстетическим результатам труда. Два предмета, одинаковые по назначению, оказывают различное по силе воздействие на школьников: один порождает безразличие и нетребовательность к своей работе, другой заинтересованность и увлеченность, воспитывает вкус и стремление к высоким конечным результатам труда.

Следовательно, объекты труда имеют различные возможности эстетического воздействия на школьников в зависимости от своего внешнего вида. Но это не все. Эти возможности различны и в зависимости от характера трудового процесса, который они предполагают.

В одном из классов учительница раздала учащимся по листу бумаги и шаблоны и предложила сделать модель ракеты. Дети обвели карандашом шаблоны деталей, вырезали, склеили. Модели готовы. Ни анализа модели, ни планирования труда, ни анализа чертежа, ни осмысленной разметки, ни продуманной обработки материала, ни отделки. Учительница исключила из трудового процесса такие звенья, которые могли быть эффективно использованы с точки зрения эстетического воспитания.

Совсем иначе эта работа была выполнена в другом классе. Трудовой процесс здесь был не только насыщеннее трудовыми операциями, но и осмысленным, интересным, творческим. Дети под руководством учителя дали обстоятельный анализ изделия: установили из чего и каким образом сделана модель, дали ей оценку, т. е. попытались определить, нравится ли она и чем именно. При планировании не только определили содержание и последовательность трудовых операций, но и установили связь целесообразной последовательности с высокими результатами труда. При анализе чертежа, разметке школьники активно стремились осмыслить и сделать первые шаги в реализации конструкторского и технологического замысла. В противоположность предыдущему классу они сами давали цветовое решение, производя покраску ракет гуашью и лаком, сами предлагали и выполняли украшающие полосы и т. д.

Таким образом, осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках трудового обучения, учитель, прежде всего, должен предъявить к ним требование: объекты труда должны обладать значительными возможностями эстетических воздействий на учащихся [15].

Во-вторых, изделие по своей технологии должно соответствовать уровню развития детей, чтобы изготовление его не было слишком легким или слишком трудным, чтобы процесс труда не представлял из себя ни бездумной игры, ни бесплодного мученичества, чтобы он был и напряженным и в то же время плодотворным и радостным. Если трудовое задание окажется слишком легким, оно не вызовет необходимого напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка, а значит, лишит его возможности эффективного развития, радости созидания, творчества в процессе труд. Напротив, если оно окажется чрезмерно трудным, школьник потеряет веру в свои силы, в успех дела. Это погасит его интерес и творческое настроение, что недопустимо при эстетическом воспитании.

В-третьих, объекты труда должны быть разнообразными – таково следующее требование. Дети младшего школьного возраста не любят делать "одно и то же". Только разнообразные и содержательные поделки способны возбуждать и поддерживать интерес к работе. В классах, где уделяется труду значительное внимание, дети, как правило, живо интересуются тем, что они будут делать, с энтузиазмом встречают новое изделие и, наоборот, пассивно и неохотно включаются в работу, если приходится повторять однажды выполненное задание.

В-четвертых, все изготовленные на уроках изделия следует применять в практике – в школе или дома. В работе учителей начальных классов встречаются случаи, когда на уроках труда делаются бесполезные вещи. Это результат одностороннего внимания к выработке у учащихся лишь каких-то умений и навыков по выполнению тех или иных операций.