Смекни!
smekni.com

Формирование трудолюбия у младших школьников в семье (стр. 3 из 5)

В процессе трудового обучения учащиеся должны следить за порядком на рабочем месте, убирать за собой после работы. Фактором, побуждающим ребенка к бытовому труду, становится сознание необходимости собственным трудом свои потребности. Положительное влияние на детей оказывает чистота и порядок, рукотворная красота окружающей обстановки. Поддержания в школах радостного и ответственного отношения к самообслуживанию требует сделать этот труд повседневным, посильным и систематическим. (12, с.252). Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины 19 века в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д.Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Труд рассматривается и с различных сторон. Ушинский утверждал, что если у человека не окажется своего личного труда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования. Трудовая деятельность преобразовывает не только окружающий мир, но и саму сущность человеческой природы. Значит, трудовая школа должна быть тем местом, где ребенок получает возможность заниматься деятельностью преобразовательной, так как лишь такой подход формирует в нем неисчерпаемое богатство способностей, которые заложены в нем с рождения.

По мнению К.Д.Ушинского, школа должна вводить детей в мир подлинных знаний о природе и превратить их в личное достояние каждого ребенка. Ученик должен уяснить, что труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования деятельности». К.Д.Ушинский утверждал, что воспитание должно формировать в человеке привычку и любовь к труду: «оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд жизни». Школа, по его мнению, должна наполнять душу воспитанника стремлением к « доброму делу» на «всю его жизнь». Открыть для каждого путь к нахождению и обретению труда по душе и сердцу – главная задача воспитания. (21, с.56).

Группа исследователей во главе с аспирантом кафедры детской психологии МПГУ Е.В.Козловым рассмотрели труд и изучили ее определение характеристики с точки зрения детей, детского восприятия, значимости труда в общественной жизни. Детям было предложено ответить на два вопроса: «Что такое труд?», «Зачем многие взрослые работают?». Дети считают, что труд есть: средство добывания денег; деятельность; место, куда ходят. Большинство младших школьников на вопрос «Зачем многие взрослые работают?» дают ответы такого типа «Чтобы деньги зарабатывать». В целом можно сказать, что большинство детей 6 – 7 лет имеют первичное представление о труде, которое во многом носит еще и потребительский характер. Это проявляется в том, что дети связывают труд главным образом с получением денег. Такое понимание объясняется скорее особенностями семейного воспитания. Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста понимают труд в первую очередь как средство добывания денег.(9, с.22).

Так что же такое трудолюбие? Трудолюбие – результат трудового воспитания и обучения, выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной мотивационно – потребностной сферой, в глубоком понимании большой преобразующее - воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении преград, встречающихся в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты:

· потребность в трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы.

· понимание пользы труда для общества и для себя.

· наличие трудовых умений и навыков, их постепенное совершенствование.

· достаточно сильная воля личности. (24,с.369).

Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.


Глава 2. Пути формирования навыков трудолюбия в семье

2.1 Воспитательный потенциал семьи

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе очень важен контакт учителей и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. (4,с.13).

Семья это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека: продолжение рода, хозяйственная функция, организация досуга, воспитание.

По образному и очень меткому выражению философа Н.В.Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека». Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

Семья является источником, звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Значит можно считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Среди разнообразных функций семьи, о которых мы уже говорили, первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи, связана со всеми аспектами ее деятельности. Воспитание – очень сложный процесс, в который взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание – не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, чувствуют себя наделенными дарами. В каждой семье вырабатывается своя система воспитания, основу ее составляют какие-либо ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - в нашей семье поступают не так, а иначе. Исходя их этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.(11, с.45)

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от тех, которые постоянно демонстрируешь. Уникальность домашнего воспитания объясняется его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка. Процесс воспитания активизируется благодаря развитию у малыша ценностных потребностей: в общении, в получении новых впечатлений, в двигательной активности, в признании и любви. Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, нужно отметить, что семья наиболее полно соответствует требованиям постоянного приобщения ребенка к социальной жизни и расширения его кругозора и опыта. Но семейное воспитание не всегда бывает «качественным» из-за того, что одни родители не умеют растить собственных детей, другие не хотят, третьи не могут, четвертые просто не придают этому должного значения. Из этого следует, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей зависит результаты домашнего воспитания. (11, с.48) .

Понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи»

Появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, которые определяют воспитательные предпосылки жизнедеятельности семьи и могут обеспечить успешное развитие ребенка. Внимание уделяется таким особенностям семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции, уровень культуры и образование родителей и т.д. Но ни один их факторов сам по себе не может гарантировать какой-либо уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относится к этой деятельности: равнодушно или ответственно. А.С.Макаренко в «Книге для родителей» высказал мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий выход на общество. Воспитательный потенциал семьи зависит от места, условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. Семья, как и другие социальные институты, существует, воиспроизводя традиции – основное средство передачи социально-культурных ценностей, норм семьи. (11, с.50).