Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание (стр. 3 из 5)

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности, так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) "физическое воспитание"; 2) "физическая подготовка"; 3) "физическое развитие"; 4) "физическое совершенство"; 5) "спорт".

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом "массовой культурой", направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в "массовой культуре".

В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, "... также и по законам красоты" .

Прекрасное в жизни — и средство и результат Э. в. оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что "оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими". С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

"Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества". Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры, охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества, дома художественной самодеятельности.