Смекни!
smekni.com

Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре (стр. 2 из 9)

1.1 Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе

Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.

Наряду с конкретно-историческими гуманизму присущи ценности общечеловеческие, «вечные». Гуманизм как интерес к человеку и возвышение человеческой личности встречается в разные времена и в разных цивилизациях. Например: нельзя стремиться к победе над Человеком; единственный способ разрешения трудностей между людьми — это согласие (Будда); относись к ближнему как к самому себе (учение Христа). Проблема данного исследования определила необходимость анализа «вечных» ценностей гуманизма, а также их соотношения с ценностями национальной культуры, так как именно ценности являются основой целей воспитания, которые в конечном счёте определяют и все другие компоненты воспитательного процесса: формы, методы и т. д.

Каково же содержание общечеловеческих ценностей гуманизма? В социальной этике и социальной философии как ведущая гуманистическая ценность выделяется идея свободы. Именно свобода индивида обусловливает другие социальные ценности — равенство, справедливость. Гуманизм ориентирован на потребности и интересы человека. Центральная ценность гуманизма — человек как «мера всех вещей». При этом человек рассматривается не как представитель массы, а как индивид, обладающий суверенностью.

Таким образом, в философии выделяют как «вечные» следующие гуманистические ценности[3]: «человек как мера всех вещей», свобода, счастье, достоинство, справедливость и др.

Философские основания гуманистического воспитания традиционно рассматриваются как европейские, т. е. «латинский гуманизм». Действительно, слово humanitar использовал Цицерон, затем оно было возрождено К. Салютать и Л. Бруни для обозначения «человеколюбия» и «должного»[4].

В эпоху Возрождения человек приобретает колоссальное значение, перестаёт быть синонимом низменного. Происходит становление личности как самостоятельного социального субъекта. По мнению 0.Козловой, развитие системы воспитания, сложившейся в рамках городского образа жизни, привело к становлению основ духовной жизни эпохи Возрождения, характеризующихся гуманистическим индивидуализмом. «Чем мрачнее было представление средних веков о мире, природе и греховной плоти, тем большие дифирамбы сложила им эпоха Возрождения. Воспитательная деятельность, соответственно, перестраиваясь, впитывала новые идеи, служила их проводником»[5].

Философские ценности и установки европейского гуманизма оказали большое влияние на возникшую в середине 20-го века гуманистическую психологию. Например, идея ценности и уникальности человеческой личности, вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека является центральной как для К. Роджерса, так и для других представителей данного направления. Так, по мнению А. Маслоу, следует не апеллировать к чему-либо лежащему вне человека, а искать и находить основания всей системы ценностей в нём самом. С точки зрения автора, высшим идеалом является сама же личность, только полноценная, всесторонне реализовавшая себя, живущая в согласии с внутренней природой[6].

А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; спонтанность; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; автономия; чувство сопричастности и единения с другими; более глубокие межличностные отношения и т. д.[7].

Несколько иной подход к проблеме развития зрелой личности мы видим у В. Франкла. Самоактуализация — не конечное предназначение человека. У ребёнка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл жизни уникальна, человек, который сможет её реализовать, неповторим. По мнению В. Франкла, человек осуществляет себя лишь в той мере, в какой ему удаётся осуществить смысл, найденный во внешнем мире[8].

Таким образом, для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию.

По мнению исследователей, гуманистическая психология базируется на таких ценностях, как: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность. Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми[9].

С гуманистическим направлением в психологии тесно связана гуманистическая педагогика. Так, «Российская педагогическая энциклопедия» рассматривает гуманистическую педагогику как процесс и результат реализации идей «гуманистической психологии»[10]. Действительно, такие ценности гуманизма, как человек и его благо, развитие его задатков определяют идеи воспитания в гуманистической педагогике.

Так, Л.А. Григорович рассматривал содержание любого нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку…. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку»[11].

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности для него – морально- этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Очень тесно с понятием гуманности граничит и понятие нравственности. В духе гуманизма И.С. Маренко рассуждает о нравственности: «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов ... Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них»[12].

Также и выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что нравственное воспитание – основа гуманности: «Сердцевина гуманистического воспитания – развитие нравственных чувств личности»[13]. Бондаревская Е.В. пишет: «Главное в гуманистическом воспитании – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности»[14].

1.2 Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание".

Гуманистическое воспитание старших дошкольников является целенаправленным воздействием воспитателя на ребёнка, предполагающим развитие гуманно-ценностного отношения к действительности при условии обеспечения непротиворечивости внешней (социальной) и внутренней (духовной) детерминант и формирования гуманных качеств личности. Уровни гуманистической воспитанности дошкольников (низкий, средний, выше среднего, высокий) определяются критериями (информированность, эмоциональность, гуманно-ценностное отношение, проявление гуманных отношений в деятельности), из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку[15].

Теоретическая модель гуманистического воспитания старших дошкольников включает в себя содержательный блок теоретической модели гуманистического воспитания старших дошкольников, состоящий из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, информационного, эмоционального, ценностно-смыслового, практического компонентов.

Для того, чтобы понять содержание гуманистического воспитания, дадим определение термину «гуманизм». Понятие «гуманизм» восходит к существовавшему в XIV — XV веках понятию studia humanitatis, содержание которого раскрывалось как добродетель и учёность[16]. В свою очередь, учёность предполагала универсальность знаний на основе владения словесностью, а добродетель включала классическую образованность .

Термин «гуманизм» (лат. humanus — человечный) впервые применил в 1808 г. педагог Ф. Питхаммер. В узком смысле понятие «гуманизм» употребляется для характеристики культуры и идеологии эпохи Возрождения. Существуют и другие, более широкие трактовки данного понятия. Нaпример, «Толковый словарь русского языка конца XX века» разъясняет, что гуманизм — это «система воззрений, основывающаяся на общечеловеческих ценностях и отстаивающая свободу личности в социальной, политической, религиозной и т. п. сферах жизни»[17]. «Русский толковый словарь» раскрывает понятие «гуманизм» как «мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития»[18].