Смекни!
smekni.com

Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми (стр. 7 из 11)

3. По мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Необходимость заботы о больном ребенке, специального непрерывного ухода за ним, не утихающие боли оттого, что ты дал жизнь неполноценному человеку, создают синдром «хронической печали» у родителей.

4. А самостоятельное повторное обращение родителей за помощью к специалистам знаменует собой четвертую фазу – начала социально-психологической адаптации всех членов семьи.

Зарубежный исследователь J.E. Hsia отмечает, что более половины родителей недопонимают или очень плохо разбираются в диагнозе своего ребенка.

О.Б. Половкина направила поиск новых форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями.[47.]

Анализ полученных данных в результате исследования социального статуса семьи, позиций родителей позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции обозначили как активная, пассивная, отстраненная.

Активная, выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации.

Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, эмоционально подавленных, растерянных, механически выполняющих советы специалистов.

Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о здоровье своего ребенка, не принимали участия в реабилитации, считая, что делать это должны врачи.

Польский ученый Маженна Заорска, исследовав положение детей с нарушениями слуха и их семей в Польше, получила интересные результаты. [27.]

Среди матерей аномальных детей и отцов преобладали семьи с двумя и более детьми (29,1%), с одним ребенком (7,5%). По вопросу отношения родителей, братьев и сестер, других близких к ребенку по особенностям воспитания были получены оптимистичные данные. Почти в 50% этих семей встречалось полное принятие ребенка. Гиперопека отмечалась в 24% случаях у матерей, 16,4% наблюдений - у отцов, в 10,1% - у братьев и сестер. Ни один человек не считал глухого ребенка бременем для семьи. В домашней среде преобладал демократический стиль воспитания детей. Однако, ни факт принятия глухого ребенка, ни демократия во взаимоотношениях членов семьи не гарантирует участия всех членов семьи в уходе, обучении и воспитании. Обязанности исполнять рекомендации специалистов берет на себя мать ребенка - 65,8%, на много реже отец - 32,9%, братья и сестра - 15,1%.

Таким образом, родители, занимающие позиции неадекватного отношения к глухому ребенку и его дефекту первые препятствуют развитию личности. Это отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как Л.С. Выгодский, Н.И. Лисина, Б.Д. Корсунская, Г.П. Бертынь, С.М. Хорош, Г.Г. Гузеев, О.Б. Половкина и Т.Г. Богданова.

Идеальное отношение родителей, при котором они видят в своем ребенке, прежде всего человека, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а потом уже аномального ребенка. Эта позиция становится установкой на развитие личности, создает доброжелательную атмосферу, способствует наилучшей адаптации ребенка в разных жизненных условиях. Очень важно создать акцент на эмоционально положительное взаимодействие с ребенком его родителей и педагогов. Необходимо вселять в родителей уверенность в успехе, поддержать их при неудаче, привлекая внимание к положительным сторонам личности глухого ребенка. Это должно стать основной позицией родителей, педагогов и психологов.

1.4 Влияние позиций родителей на процесс формирование личности детей с нарушениями слуха

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной корекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными о первичного дефекта.[36.]

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает, что в дошкольный период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением и формированию отрицательных качеств личности.

Однако, именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. А.С. Спиваковская. Она отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются неадекватностью ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными.

Сочетание отношения обоих родителей к ребенку и его дефекту обуславливает микроклимат семьи, в котором ребенку предстоит развиваться. Исходя из учета различий в таких отношениях С.М. Хорош описал возможные типы позиции родителей по отношению к глухому ребенку.[62] Прежде всего отношение может быть адекватным и неадекватным. Адекватным, мы считаем, такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом и ребенок и дефект родителями принимаются. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Отношение родителей к глухому ребенку бывает неадекватным, но при этом может приниматься и его дефект и он сам. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. Это порождает гиперопеку, которая еще больше усугубляет задержку психического развития.

Позицию родителей, при которой с дефектом ребенка они смирились, но не принимают самого ребенка можно выразить формулой: «Я мирюсь с тем, что мой ребенок глухой, но я хочу как можно меньше иметь с ним дела». Эта позиция приводит к дефициту ласки, эмоционального общения. Такие дети обычно выделяются своей не ухоженностью, заброшенностью, т.к. мать мало с ним занимается, и все проблемы по воспитанию всецело перекладывает на педагогов. Как правило, позиция отстранения от ребенка при признании его дефекта родителями не осознается. Эмоциональная холодность к нему объясняется (для оправдания перед окружающими) нехваткой времени и т.д.

Весьма сложная ситуация при позиции родителей, когда сам ребенок принимается, а его дефект нет: «Мой ребенок не такой плохой, как о нем говорят, и я докажу это». Часто родители, занимающие такую позицию, не верят ни каким специалистам, и убеждены, что у них все хорошо. Это наносит ребенку непоправимый вред: не только тормозит его развитие, но и создает напряжение нервной системы, отрицательно сказывается на формировании личности. Ребенок невольно «заражается» недоверием ко всем людям, становится озлобленным, одиноким в коллективе.

Следующая позиция родителей, при которой не принимаются ни дефект, ни ребенок: «У меня не может и не должно быть аномального ребенка». Они не видят ни каких перспектив, и появляется желание, избавится от ребенка.

При адекватном отношении к ребенку и дефекту движущим мотивом становится не доказательство родителями «нормальности» ребенка, а стремление сделать ему добро – вылечить, максимально приспособить к жизни. Таким образом, в семье создается установка на формирование тех же знаний, умений, которыми обладают нормальные дети. Складывающаяся при этом атмосфера доброжелательной требовательности, дает возможность воспитывать у глухого ребенка черты личности, которые необходимы для наилучшей адаптации. Однако, нужна особая бдительность при формировании качеств личности глухого ребенка, ошибки при воспитании самостоятельности могут привести к возникновению противоположных качеств – иждивенчества, эгоизма, эгоцентризма.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для распада семьи. Почва для конфликтной ситуации в семье легко создается и тогда, когда у ребенка кроме дефекта анализатора имеются нарушения интеллекта.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми и другими родственниками, отмечает Т.Г. Богданова. Родители глухого ребенка могут принадлежать к социуму слышащих людей. Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. Установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерные для слышащих семей.[7]