Смекни!
smekni.com

Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики (стр. 4 из 7)

В 1906 году вместо закрытого властями «Сетлемента» было открыто другое общество «Детский труд и отдых», а в летнее время работала детская колония «Бодрая жизнь». Во всех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейший эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда [48,59].

Большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе принадлежит известному педагогу Петру Федоровичу Каптереву (1849–1922). Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая житность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должно способствовать развитию, прежде всего, мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте [19,75].

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы ребенка, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолевать трудности. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду [19, 72].

Использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались на страницах печати, рассматривались в работе учительских съездов. Примечателен в этом отношении съезд, созданный по инициативе Петербургского общества грамотности и проходивший с 22 декабря 1913 года по 3 января 1914 г., который внес значительный вклад в поиски рациональных форм использования труда в школе: участники съезда подвергли резкой критике старую школу за схоластичность обучения, отрыв от жизни, за «книжность и словесность» и противопоставили ей «трудовую школу», которая по их мнению способна преодолеть многие отрицательные стороны старой школы способствовать демократизации всей школьной системы. Значительное место в работе съезда заняло обсуждение вопросов о целях и задачах «трудовой школы». Выступавшие доказывали необходимость введения в общеобразовательную школу «трудового начала» как важного средства развития личности в целом [22, 216].

На съезде разгоралась острая борьба по вопросу о начальной школе. Большинство участников съезда высказались против всяких попыток профессионализации народной школы, подчеркивая, что главное в школе – это приучение учащихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Наиболее передовые ученые и учителя считали, что научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей [35,126].

Для этого предлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, обоснованное на самостоятельных наблюдениях и опытных детей, не сокращая при этом и без этого малый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, а широко понимания «трудовой принцип» как способ организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить соединение преподавания с самостоятельностью детей, их опытом и трудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работой рук [35, 213].

Изучив и проанализировав историю развития педагогики как и русской, так и зарубежной нам стало видно, что процесс внедрения труда в школьное образование находит отклики с древних времен, затем этот процесс рассматривали многие зарубежные и русские педагогики, исследование которых направлено на соединения обучения с производительным трудом в начальной школе. Для этого создавались экспериментальные школы, например «Школа труда».

Всестороннее развитие умственных и физических мир каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду относили к ведущим факторам, способствующим проявлению таких способностей человека, как самостоятельность, проявление волевых качеств.

2 Становление и развитие идей соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики Казахстана

2.1 Анализ развития идеи в истории Казахстана

Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона [21,56].

Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников [13,122].

Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам. [13, 252].

В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка, лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду. [37,98].

Участие детей в пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном, шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда. [37, 158].

Народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесно связано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся. [13,169].

Большое значение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени Ибн Сина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя:

1) умственное воспитание;

2) физическое оздоровление;

3) эстетическое воспитание;

4) нравственное воспитание;

5) обучение ремеслу [13, 254].

Трудовое воспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу [13,255].

Продолжателем этой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самых ценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считал проводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовой деятельности.

Во второй половине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихся проводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного труда и рукоделия, а также на пришкольных участках [31, 258].

Профессионально-техническое образование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлого века. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства и ручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно было прогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй план общеобразовательные задачи школ [31, 259].

С 1983 года в школе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с 1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа в неделю [31,259].

«Учащиеся, – писал в своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь к труду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, а также приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что уроки по ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки в обращении с различными инструментами и приемами работы [31,260].

В этот период особое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви к труду.

Во второй половине XIX в. на территории Казахстана существовало несколько сельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебный план входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, а также практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских и дежурство в различных отраслях хозяйства [31, 261].

Министерство народного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г. начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низших общеобразовательных школах [13,97].

В инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек [13, 118].

Ручной труд в этот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своему желанию [13,120].

Например, учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудом оказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитию учащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все внимание его направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной труд приучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитывает их самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание, настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организма и бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей» [13,121].