Смекни!
smekni.com

Развитие навыков кистевой росписи у младших школьников (на примере хохломы) (стр. 7 из 8)

Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания предлагаемые детям 3 класса были классифицированы следующим образом:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и тем что они уже знают, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [7].

Детям были предложены следующие задания на установление сходства и различия различных видов декоративно прикладного искусства, направленные на формирование у детей представления о той или иной росписи. Например

1) Проводится игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Большой интерес у детей взвали творческие задания.

Ученики воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении хохломской росписи предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием. Например нарисовать 2 различных узора с ягодками , которые между собой чем-то похожи.

Сходства дети могут выявить

а) по форме.

б) по узорам.

в) без цветов.

Дети с удовольствием занимались хохломской росписью, и результат не заставил себя долго ждать, буквально на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись среди остальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров.

На итоговом занятии ученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки были вырезаны и мы сделали из них аппликацию, получился очень интересный хохломской букет. (Приложение 7).

По итогам практики можно сказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративной росписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательным делом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Во время педагогической практики мы наблюдали за уровнем развития детей. В оценке уровней познавательного процесса в нашем исследовании можно выделить три компонента.

1.Эмоционально-ценностный компонент, проявляющийся во внешнем отражении познавательно интереса и личностном отношении детей к изобразительной деятельности, и декоративно-прикладному искусству в частности.

2.Гностический компонент, определяемый по уровню усвоения теоретического материала основ изобразительной программы;

3. Технический компонент, оцениваемый по практическим умениям в отражении окружающего мира и составлении творческих компонентов.

Вначале исследования было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с задачами которые перед ними поставил учитель.

Во время беседы учащиеся слушали учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения. В конце эксперимента количество детей с плохими показателями значительно уменьшилось, все дети с интересом воспринимали информацию, и уже в конце педагогической практики детей с низким уровнем стало 14%.

Учеников имеющих средний уровень было 36%, хорошо владеющих теоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы.

Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно. Количество таких детей тоже уменьшилось. Процентный показатель 34%.

Высокий уровень познавательного интереса имели 46% обучающихся, а стало 52%. Показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Учащиеся активны на уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности.

Кистевая роспись очень эффективный способ для творческого самовыражения ребёнка,

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к различным видам изобразительного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши результаты по проблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основание констатировать тот факт, что навыки развития мелкой моторики рук способствуют лучшему овладению кистевой росписью, а так же эмоциональной активности в изобразительной деятельности. Каждый урок декоративного рисования создаёт мощный толчок к познанию культурной среды нашего народа. Создает:

- положительную мотивацию,

- духовного воспитания, его анализ, анализ своего восприятия и оценку, обеспечивает развивающая психологически комфортная интеллектуальная и эмоциональная среда;

- активизируются рефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве;

- активизирование лексического опыта обучаемого и обогащение его словарного запаса;

- формирование навыков адекватной самооценки.

Изучив литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что данная тема является достаточно значимой и актуальной в наше время. Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности

Проведению уроков декоративно-прикладного искусства предшествует большая подготовительная работа, в которой подбирались материалы различного свойства.

Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.

В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство.Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности, что подтверждено итоговыми результатами нашего исследования. Творческие работы выполненные учащимися третьего класса показали эффективность проведенного исследования. Низкий уровень снизился с 18% до 14, средний также уменьшился был 36%, стал 34%. А высокий уровень поднялся с 46% до 52%.

Таким образом, цель курсовой работы достигнуты и поставленные задачи решены.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов, В.П. Альбом "Народные художественные промыслы России" [Текст] / Антонов В.П. - М.: 1998.

2. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат. – М.: Наука, 2001. – 230 с.

3. Беркинблит, М.Б Фантазия и реальность. / М.Б Беркинблит – М.: 1986.

4. Василенко, В.М. Искусство Хохломы. / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1959.

5. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11- XX веков [Текст] / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1960. – 324 с.

6. Вишневская, В.Н. Хохлома. / В.Н. Вишневская – М.: 1980.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: 1991.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб.: 2000. - 415с.

9. Дьяченко, О.М.. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. / О.М. Дьяченко – М.: 1980.

10. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. / , Т.И. Емельянова – М. Интербук-бизнес, 2001.

11. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература, 1991.

12. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст] / С.К. Жегалова. – М.: Прикладное искусство, 2003. - 300с.