Смекни!
smekni.com

Преподавание культурологии в школе (стр. 1 из 4)

Содержание

1. Введение.

2. Индивидуальный план прохождения педагогической практики.

3. Учебная работа. Структура анализа урока.

4. Воспитательная работа. Структура анализа внеклассного мероприятия.

5. Заключение.


1. Введение

Педагогическая практика – составная часть основной образовательной программы по специальности «преподаватель культурологи», завершающий этап в психолого-педагогической подготовке специалиста-культуролога. Практика проводилась в муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 63 Г. Саратова с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Находится по адресу: г. Саратов, Уфимцева ул., 4А.

В школе основной упор делается на предметы гуманитарного цикла: МХК, краеведение, история, литература, обществознание. Также школьников обучают по таким дисциплинам, как театр, сольфеджио, музыкальная литература. На базе школы функционирует большое количество спортивных секций, театральных кружков.

Продолжительность практики – 10 недель.

Цели практики:

1. Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.

2. Ознакомиться с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры, освоить научную методику их преподавания и приобрести первоначальные навыки работы учителя, ознакомиться с внеклассной работой.

3. Освоить частные методики преподавания разделов школьных курсов мировой художественной культуры.

Задачи практики:

1. Ознакомиться с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по МХК как школы в целом, так и каждого класса в отдельности.

2. Выработать умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.

3. Выработать умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по МХК в разных классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку.

4. Сформировать умения, связанные с подготовкой и проведением разнообразных уроков.

5. Выработать умение организовать индивидуальную работу по предмету.

6. Ознакомиться с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.

7. Выработать умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.

8. Ознакомиться с деятельностью методического объединения учителей МХК.


Индивидуальный план прохождения педагогической практики в 8А классе СОШ № 63

студентки 5 курса 531 группы Факультета Философии и Психологии

Козловой Анны Александровны

Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении Примечание
1.09.09 Знакомство с классом. Выполнено
2.09.09 – 16.09.09 Посещение всех уроков в закреплённом за мной классе. Выполнено Цель: знакомство со школьным бытом класса.
17.09.09 – 28.09.09 Подготовка внеклассного мероприятия. Выполнено Сбор информации по теме, составление сценария мероприятия.
29.09.09. Проведение внеклассного мероприятия: «Спасибо, учитель!» Выполнено Классный час, посвящённый дню учителя.
29.09.09 – 10.10.09 Проведение конкурса плакатов «Спасибо учитель» Выполнено Плакаты вывешиваются в холле школы.
15.10.09 Проведение урока по МХК на тему: «Джотто – последний художник Средневековья и первый художник Возрождения» Выполнено
22.10.09 Проведение урока по МХК на тему: «Творчество Никколо и Джованни Пизано» Выполнено
29.10.09 Проведение урока по МХК на тему: «Архитектура проторенессанса» Выполнено
5.11.09 Проведение проверочной работы по пройденному материалу. Выполнено Самостоятельная работа в форме тестирования.
6.11.09 – 9.11.09 Проверка письменных работ учащихся. Выполнено

Руководитель группы студентов ___________ _____________________

подпись, дата инициалы, фамилия

Преподаватель (учитель)

образовательного учреждения _____________ _____________________

подпись, дата инициалы, фамилия


2. Учебная работа

школьный мировой художественная культура

Структура анализа урока.

Урок по теме «Творчество Никколо и Джованни Пизано» был проведён 22.10.2009 в 8 «А» классе.

Форма урока: лекция.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели и задачи урока:

1. Образовательная: знакомство с культурой Италии эпохи проторенессанса.

2. Развивающая: развивать способность учащихся ценить произведения искусства, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся основ духовности, толерантности.

Согласно поставленным целям были использованы следующие методы:

1. Самостоятельная практическая работа.

2. Фронтальная беседа.

3. Метод демонстрации иллюстраций.

4. Объяснение.

5. Письменное закрепление знаний.

6. Метод развития критического мышления: составление кластера.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Подведение итогов урока.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока и определение целей урока.

3. Знакомство с понятием «проторенессанс» и его основными чертами.

4. Рассмотрение основных работ Никколо Пизано.

5. Характеристика творчества Джованни Пизано.

6. Выводы.

Ход урока.

Никколо и Джованни Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс.

Кто-нибудь может дать определение этому понятию?

Проторенессанс (от греч. protos – «первый» и франц. renaissance – возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу. (записать определение в тетрадь)

В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Поэтому этот период истории назвали Проторенессансом. аналогичного периода не было не было ни в одной из европейских стран.

Давайте запишем:

Для искусства проторенессанса характерно:

1. Появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности.

2. Светскость (в отличие от искусства Средневековья).

3. Появление интереса к античному наследию (свойственное искусству эпохи Возрождения).

У истоков итальянского Проторенессанса стоял работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он родился в начале XIII века в Апулии, переехал в Пизу, будучи вполне сформированным художником. Никколо Пизано – основатель школы скульптуры. Многое в его работах ещё тяготеет к прошлому, сохраняются старые символы, в рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона.

Главная заслуга мастера – отказ от византийской традиции в пользу пластики античного стиля.

Реформы Никколо:

- акцент на объёме;

- материальность и весомость фигуры;

- стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события.(записать)

Главную роль в его творчестве занимает мраморная кафедра в пизанской крестильнице 1260 года. Она сделана из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора. Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних колон. Из шести внешних три опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в символике романского искусства означает триумф христианства. основание центральной колоны декорировано изображениями человеческих фигур – еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову.

Капители угловых колон соединены между собой арками, на угловых полях, образуемых этими арками, изображены пророки и евангелисты. На самих же капителях поставлены фигуры шести добродетелей. На пяти стенках кафедры, разделённых изящными небольшими колоннами в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный суд.

Эта работа так ценилась пизанцами, что для её охраны был принят специальный закон и назначена регулярная стража. В этой работе Никколо использовал традиционные сюжеты и мотивы, но сумел придать формам объёмность и выразительность. его образы статичны, величавы, бесстрастны.

Например, один из рельефов этой кафедры называется « Поклонение волхвов». Мы знаем, что Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали новорождённого царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорождённого младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не возвращаться в Иерусалим.

Рельеф «Принесение во храм». После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящён Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошёл в храм именно в тот день, когда Мария с иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!»