Смекни!
smekni.com

Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей (стр. 2 из 10)

Л. Демоз считает, что проективная и возвратная реакции у родителей прошлого часто смешивались, и ребенок одновременно рассматривался как полный проективный желаний, подозрений и сексуальных мыслей взрослого (проективная реакция) и в то же время как отцовская и материнская фигура (возвратная реакция). Т.е. одновременно плохим и любимым.

Пытаясь выделит периоды с разными стилями воспитания детей, Л. Демоз признает, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители как будь то «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно. Демоз, анализируя имеющиеся в истории сведения о воспитании детей, сформировал периодизацию типов отношений родителей и детей. Эти периоды показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Эта классификация дает так же представление и о современных тенденциях в воспитании детей в семье.

1. Инфантицидный, или стиль детоубийства (античность до 4 века до нашей эры). Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции. (характерно примером этого стиля является известная сказка «Мальчик- с-пальчик»).

2. Оставляющий стиль (4-13 вв.). Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь или заведение для маленьких детей, в дом знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Проективные реакции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают.

3. Амбивалентный стиль (14-17 вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он был по-прежнему вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачи родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». Самый популярной метафорой того времени было сравнение детей с мягким воском, глиной, которой надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Появилось много руководств по воспитанию детей, в искусстве стал популярным образ заботливой матери.

4. Навязывающий стиль (18в.). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в меньшей степени являлся отдушиной для проекций, и родители стремились сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже по средствам этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, даже саму волю. Ребенок воспитывался самими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию, его не заставляли а уговаривали; били иногда, но не систематически; повиноваться заставляли часто при помощи слов. Стало возможной истинная эмпатия. Снизилась детская смертность, т.к. за детьми стали ухаживать.

5. Социализирующий стиль (19- середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6. Помогающий стиль (с середины 20 в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой , а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль. Итог этого стиля воспитания, называемого по–разному – демократический стиль, личностно-ориентированная модель воспитания, гармоничный стиль и т.п., - вырастающие добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, неврозам, с сильной волей, которые никогда не делают «как все», имеющие самостоятельность мышления и ответственность.

При этом не следует понимать слова Л. Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данный стиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, а способствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей. Представители гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Гордон и др. выделяют следующие потребности:

- в любви, - познании,

- внимании, - свободе,

- ласке, - независимости,

- успехе, - самоопределении,

- понимании, - развитии,

- уважении, - самосовершенствовании,

- самоуважении, - реализации собственного потенциала.

Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.

В педагогической рефлексии И.А. Карпенко выделяет три блока:

1. Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.

1а. Понимание взрослым поведения ребенка при контакте с ним.

2. Осознание взрослым в процессе контакте с ребенком своих чувств и своего внутреннего состояния.

2а. Осознание взрослым состояния и чувств ребенка.

3. Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те или иные чувства.

3а. Понимание взрослым причин, по которым ребенок испытывает те или иные чувства.

В современной гуманистической психологии Т. Гордоном разработана техника повышения родительской эффективности, которая раскрывает пути достижения родителями навыков педагогической рефлексии, дает возможность практическим путем овладеть приемами воспитания в личностно-ориентированной модели (помогающем стиле) воспитания. Овладение этой техникой включает в себя выработку умений одобрять ребенка, т.к. «одобрение можно уподобить плодородной почве, позволяющей крошечному семени развиться в прекрасный цветок» (Т. Гордон). Одобрение помогает ребенку реализовать свой потенциал. Техника повышения родительской эффективности предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным стимулом в развитии педагогической рефлексии у родителей, а также навыками «Я -сообщений» и умениями в беспроигрышном разрешении конфликтов, что дает родителям возможность эффективно влиять на детей, способствуя росту ответственности и самосознания детей, самостоятельности в решении их проблем.

1.2 Сущность понятия «Семья»

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которой он является и семью, из которой он произошел [7,ст.345]. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь дает для всей человеческой жизни самое важное - развитие и образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей, лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребенка» [10,ст.62].

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.