Смекни!
smekni.com

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания (стр. 8 из 14)

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их "очеловечивание", гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции воспитательных целей.

4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

Термин "гуманизм" очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus - человечный, человеческий - прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие её интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, её способности к свободе, ответственности и творчеству.

2.2 НХТ В АКСОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много внимания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, колледжи и прочее.

Многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Выделение в качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественного творчества и как методологической основы, и как содержательной базы реализации разрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур являются определяющими.

Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через глубокое "погружение" в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития. Атмосфера многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная культура выступала как синкретичная, соединяющая в единое целое всю совокупность материально-духовных связей человека с окружающим миром и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной и предметно-практической деятельности. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью.

По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память была заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание давало не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывало простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества.

Не менее важен и содержательный пласт народной культуры, опирающийся на многовековые традиции практического преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры и языка конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и самобытностью. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Синкретизм народного творчества также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.

Одним из реальных путей осуществления массового художественного воcпитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синкретизма. Неоценимую помощь в его внедрении могли бы оказать местные фольклорные коллективы: базой же его действия могут стать детские сады и младшие классы общеобразовательных школ. Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание дошкольников и младших школьников по возможности должны включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна стать, как и в народной культуре, художественно-творческая деятельность, реализующая интересы и способности каждого её участника.

Поэтому деятельностные формы постижения основ народной культуры следует внедрять не только в работе школ. Важно, чтобы с их помощью был образован фундаментальный пласт содержания обучения в специализированных школах - музыкальных, художественных, школах искусств. Здесь необходимо отказаться от односторонней ориентации на унифицированное изучение только академического искусства - активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной художественной культуре с учетом, разумеется её местных, национально-этнических особенностей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания школьников

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

- все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);

- основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;

- технику прорезной бересты;

- изготовление предметов быта из бересты;