Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений (стр. 4 из 16)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Отечественные психологи раскрывают природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются лишь отнесением ценностей к мотивационной или смысловым сферам.

В зависимости от прикладных целей и задач, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности - цели (терминальные) и ценности - средства (инструментальные). Терминальные ценности более постоянны во времени. Они являются важнейшими, основными целями человека, отражающими долговременную жизненную перспективу (то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем), и определяют смысл жизни, указывая на то, что для человека особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряют свою значимость. Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации.

Этапы формирования системы ценностных ориентаций занимают важное место во многих западных теориях развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Г. Дюпон, Дж. Ловингер и др.). Так, например, Ж. Пиаже считал, что важнейшей предпосылкой формирования ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Автор полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения проявляются, по его словам в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости» [22, с.177]. По мнению Ж. Пиаже, нравственное развитие подобно умственному. Оно носит прогрессивный, стадиальный характер. Автор выделяет две стадии морального развития: «нравственный реализм» и «нравственный релятивизм». На начальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны и обязательны для исполнения. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. У ребенка появляется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. На второй стадии ребенок уже понимает относительность моральных норм, которые при необходимости могут изменяться. Критерием нравственной оценки здесь выступают намерения человека.

Уточняя и детализируя концепцию Ж. Пиаже, Л. Кольберг выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает в себя по две стадии. Предконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Конвенциональный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения присваиваются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они основаны на внешнем авторитете. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке своей системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь больше универсальными, общечеловеческими ценностями. Однако, как признает сам Л. Кольберг, многие люди с адекватным умственным развитием так и не достигают постконвенциональных стадий развития моральных суждений. Данная концепция, к сожалению, не отвечает на вопрос, что является механизмом развития моральных суждений.

Развивая концепцию Ж. Пиаже, Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека. Автор выделяет шесть основных стадий развития эмоциональных отношений. Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, полной гармонией между ценностями индивида и группы. По мнению Дюпона, высшей стадии эмоционального развития достигают единицы.

В теории «эго-развития» Дж. Ловингер интегрирует концепцию Л. Кольберга и психосоциальную теорию Э. Эриксона. Здесь развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознание и стиль мышления. Дж. Ловингер выделяет семь основных стадий развития личности. На досоциальной стадии поведение младенцев регулируется исключительно собственными потребностями и стремлением к удовольствию, на импульсивной - желанием получить поощрение и избежать наказания. Третья стадия - самозащиты характеризуется эгоцентричностью и склонностью к манипулированию, подчинение ребенка правилам обусловлено стремлением к получению выгоды. Конформная стадия определяется принятием внешних правил и ценностей, поведение регулируется стыдом при их нарушении. На сознательной стадии на основе норм окружения уже формируются собственные идеалы и принципы, разграничиваются цели и средства, появляется способность к самокритике, ответственность за последствия. Автономная стадия характеризуется осознанием конфликта между собственной системой ценностей и ценностями общества, формированием терпимости и уважения к чужим взглядам на основе способности к их пониманию. Последнюю, интеграционную стадию достигают менее 1% взрослых. Эта стадия состоит в способности к примирению конфликтующих ценностей как внутри себя, так и в отношениях с другими. Дж. Ловингер в созданной им концепции подчеркивает, что каждая стадия развития может оказаться для человека последней и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом. Тем самым, ее интегративная модель позволяет объединить типологический и динамический подходы к изучению системы ценностных ориентации.

Другая точка зрения на генез ценностных ориентации изложена в работах Э.А. Орловой. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром.

Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:

1. Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности.

2. Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды.

3. Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала (должного).

4. Оценка как завершение ценностного отношения [69].

Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.

В трактовке понятия «интериоризация» мы будем исходить из теории деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности [53]. Таким образом, интериоризация есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

Как считает Б.С. Круглов, интериоризация ценностей есть осознанный процесс. Он предполагает наличие у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превращать их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такую способность можно осуществить лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости [50].