Смекни!
smekni.com

Формирование интеллектуальной культуры личности (стр. 1 из 7)

Оглавление

Введение

Глава I. Основы формирования интеллектуальной культуры

1.1 Понятие интеллекта

1.2 Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Выводы по главе I

Глава II. Формирование интеллектуальной культуры личности

2.1 Становление интеллектуальной культуры в обществе

2.2 Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы


Введение

Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.

Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Изучением структуры интеллекта занимались Б.Г. Ананьев и его школа; проблемой творческого мышления – Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская; мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается А.В. Брушлинским; проблемные ситуации в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного. Проблемы интеллекта и понимания исследовались в основном как независимые категории, хотя в феномене интеллектуальной культуры они представлены в единстве и взаимосвязи.

Данное противоречие и определило выбор темы курсовой работы «Формирование интеллектуальной культуры личности».

Объектом является интеллектуальная культура личности.

Предметом процесс формирования интеллектуальной культуры личности.

Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования интеллектуальной культуры личности.

Исходя из выдвинутой цели, определены задачи:

1. Рассмотреть понятие интеллекта.

2. Выявить сущность, содержание и понятие интеллектуальной культуры.

3. Рассмотреть становление интеллектуальной культуры в обществе.

4. Рассмотреть общую характеристику формирования интеллектуальной культуры личности.

Теоретическую базу исследования составили представления советских и зарубежных авторов о познании и обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Дж. Брунер, Дж. Гилфорд и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретического анализа и синтеза психологической и педагогической литературы по вопросам интеллектуальной культуры.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, состоящего из 31 источника. Общий объем работы: 35 страниц.


Глава I. Основы формирования интеллектуальной культуры

1.1 Понятие интеллекта

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации[20, с.88.]. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ей.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Любопытность — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Интеллект отличается от мышления определенной содержательностью. Если обратиться к семантике слово интеллект (от лат. – ум, рассудок, разум), то в нем присутствует и момент наличного работающего знания, и момент творчества, созидания, проникновение в ранее неизвестное. Как отмечает А.А. Брудный, интеллект – это способность понимать [5, с.56]. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности. Здесь существует прямая зависимость интеллекта от познавательной деятельности. Вместе с тем такое признание еще не исчерпывает понимание этого феномена. Интеллект связан с познавательной деятельностью, существует благодаря познавательной деятельности, но это не взаимозаменяемые понятия.

Исследование интеллекта многообразны и в них отражены различные подходы к нему и с различных позиций.

Ассоционистское направление рассматривало мышление как непроизвольное следование образов-представлений, как процесс накопления ассоциаций (Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С. Милль и др.). Изучением мышления как процесса решения задач занималась Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), идеи которой были развиты в работах О. Зельца, рассматривающего мышление как функционирование интеллектуальных операций. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Дункер, В. Келер) рассматривали мышление как акт переструктурирования ситуации. Фактически как «процесс в организме» рассматривается мышление субъективными бихевиористами (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом: непроизвольное образное мышление, возникающее во время сновидений, трактуется как одна из важнейших особенностей проявления бессознательных мотивов, лежащих в основе мышления. К психоанализу примыкает концепция аутистического мышления, согласно которой мысли подчиняются аффективным потребностям (Э. Блейлер). Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория самоактуализации (А. Маслоу, К. Юнг) рассматривают познание в связи с мотивацией в сравнительно элементарных формах. Познание определяется в лучшем случае, как арена для проявления мотива, функции которого в познавательной деятельности подробно не анализируются.

Важным направлением в исследовании интеллекта в зарубежной психологии являются работы Ж. Пиаже, который определяет интеллект как «прогрессирующую обратимость мобильных психических структур» [24, с.138], как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром. Именно Ж. Пиаже описал интеллект как уровневое образование, включающее различные операции.

В средине XX века оформился подход к изучению интеллекта как когнитивной активности (А. Ньюэлл, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман, У. Найссер и др.), стремящийся преодолеть ограниченность изолированного рассмотрения мышления, восприятия, памяти, внимания. Общее определение когнитивной активности по У. Найссеру таково: «Это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания» [20, с.46].

Определенный импульс в развитии исследований интеллекта был получен в связи с созданием диагностических методик умственного развития. Содержание диагностики определяется общей теорией психического развития, теоретической моделью этого развития. Первым шагом в данном направлении были тесты А. Бине , самым жизнеспособным оказался вариант в модификации Л. Термена. Л. Термен рассматривал интеллект как способность к абстрактному мышлению; Д. Векслер – как способность целенаправленно действовать, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде; Дж. Гилфорд определял интеллектуальные способности как единство операций, содержания и продукта.

В советской психологии проблеме интеллекта также уделялось значительное внимание. В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, O.K. Тихомирова мышление и интеллект рассматриваются как целостная проблема. В работах других крупных отечественных психологов рассматриваются отдельные аспекты исследуемого феномена. В классических работах Л.С. Выготского исследуется в основном проблема единиц анализа вербального мышления. Изучением структуры интеллекта занимался Б.Г. Ананьев и его школа, проблемой творческого мышления – Я.А. Понамарев, В.Н.Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью – Д.Б. Богоявленская; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного. Мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается в работах А.В. Брушлинского и его учеников; вопросы «искусственного интеллекта» изучаются O.K. Тихомировым, А.В. Брушлинским, А.Е. Войскунским; проблемные ситуации в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым.

Проблема умственного развития анализируется в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Н. Подъякова и др. Примером диагностической системы, основанной на исследованиях советских психологов является система, в основу которой легла концепция умственного развития, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками (О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др.). Ее подходы базируются на теоретических положениях и результатах исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.