Смекни!
smekni.com

Образовательно-педагогическая прогностика (стр. 5 из 6)

Таким образом, педагогическое прогнозирование немыслимо без учета связей педагогических явлений и их причин с другими явлениями. Эти связи обычно бывают двух видов: функциональные и корреляционные. Функциональные связи характеризуются полным соответствием между причиной (факторный признак) и следствием (результативный признак). Каждому значению факторного признака соответствует одно или несколько значений результативного признака. Однако закономерности изменения педагогических явлений в будущем чаще всего складываются под влиянием множества причин, которые действуют одновременно и во взаимной связи. В таких случаях, как правило, не может быть установлено в какой мере каждая из причин влияет на ход и результат того или иного процесса. Такого рода связи и называют корреляционными. В этом случае между причиной и следствием нет полного соответствия, а наблюдается лишь известное соотношение.

При наличии таких связей каждому значению факторного признака соответствует ряд значений результативного признака, не имеющих строго определенной величины. Но, что особенно важно для прогнозирования, с изменением значения факторного признака меняется средняя величина результативного признака. Например, между успеваемостью учащихся и обеспеченностью их учебной литературой имеется определенное соотношение (корреляция): чем лучше они обеспечены учебниками, тем выше успеваемость. Очевидно, что это положение может влиять на прогноз успешности обучения того или иного класса или группы.

Методы психологии

В наши дни значительное развитие получила педагогическая психология, изучающая конкретные виды деятельности и поведения учащихся в различных учебно-воспитательных учреждениях и разрабатывающая психологические основы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Современная психология располагает значительным числом методов, представляющих интерес с точки зрения возможностей их использования в процессе педагогического прогнозирования. К таким методам относятся тестирование, метод обобщения независимых характеристик, рейтинг, метод самооценки и другие.

Тест

Тест - это краткое стандартизированное испытание каких-либо психологических явлений, результат которого может быть выражен количественно. Тест дает информацию не о способностях испытуемого вообще, а лишь о его конкретных знаниях, умениях и навыках, т.е. в общем смысле результатом применения тестов является не познание способностей, а лишь получение материала для их познания.

В педагогическом прогнозировании тестирование может быть эффективно использовано при решении конкретных вопросов профориентации, профотбора, прогнозировании учебной успеваемости и т.п.

Метод обобщения независимых характеристик

Метод обобщения характеристик - это сбор и последующий анализ возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности, в которых проявляются его различные способности.

Значительное распространение в последние годы получили разнообразные карты-схемы развития личности. Карта-схема развития личности систематизирует соответствующие знания о личности, располагает их в строгом порядке, определяя этим логический план в изучении личности учащегося. Также широко применяются и карты-схемы для изучения группы.

Полученные в результате обобщения независимых характеристик сведения позволяют вскрыть и оценить тенденции развития отдельных сторон личности (в случае с группой – ее отдельные характеристики), помогают глубже уяснить динамику и перспективы ее всестороннего развития. Карты-схемы обеспечивают единство педагогического и психологического подходов и помогают получить ценную социальную и психологическую опережающую информацию, которая может быть с успехом использована для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Рейтинг

Этот метод основан на оценке и измерении тех или иных качеств личности с помощью компетентных «судей». Характерным для рейтинга является то, что результаты наблюдений выражаются в численных величинах путем применения различного рода оценочных шкал. Это позволяет использовать математический аппарат при определении результатов и анализе полученных данных. Рейтинг позволяет подробно описать педагогические явления, систематизировать их, снабдить описание шкалой оценок и получить по этим шкалам соответствующие количественные и качественные характеристики.

Метод парного сравнения

Разновидностью рейтинга является так называемый метод парного сравнения, особенно широко используемый в современной социальной психологии. Методика парного сравнения заключается в том, что за основу сравнения берется одна интересующая исследователя характеристика человека (например, организаторские способности, отношение к делу, чувство долга и т.п.). Сравнение проводится по каждому из исследуемых признаков. При этом один человек сравнивается с каждым в данной группе. Это сравнение получает математическое выражение (если эксперт считает, что по данному качеству оба сравниваемых равны, каждый из них оценивается баллом один. Если одно из сравниваемых лиц проявляет данное качество в большей степени, оно получает 2 балла, а тот, кто уступает по уровню проявления этого качества, получает 0 баллов).

Метод самооценки

Частным случаем рейтинга является метод самооценки. Прогностическое значение данного метода обусловлено тем, что самооценка как одно из проявлений самосознания существенно влияет на все проявления личности, детерминирует ее поведение, характер, темп деятельности и т.п.

Вообще, говоря о прогностической эффективности описанных выше методов следует иметь ввиду, что каждый их них по-своему уникален и незаменим, однако ни один из них используемый в отдельности не сможет дать сколько-нибудь достоверной прогностической информации. Как справедливо замечает М.Н. Скаткин, «не надо требовать от любого метода больше того, что он может дать, а следует умело использовать каждый метод на своем месте в сочетании с другими методами» [8].

Глава III. Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней

Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования.

В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философов, в работах прогрессивных мыслителей периода феодализма и эпохи Возрождения (Витторино да-Фельтре, Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень и др.) содержится немало интересных и для наших дней прогностических суждений и высказываний о назначении, содержании и методах обучения и воспитания [9].

Основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский неоднократно подчеркивал необходимость предвидения в педагогической деятельности. Он писал: «…в школах нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей» [10].

Педагогика XIX века развивалась под сильным влиянием идей крупнейших мыслителей своего времени – И. Канта, Г.- В. Гегеля, социалистов – утопистов А.- К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, а также выдающихся педагогов-демократов И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, педагогические проекты которых содержат множество прогностических концепций. И. Кант сумел подняться до понимания некоторых важных функций, свойственных педагогике как науке. «Принцип искусства воспитания, - писал он, - который особенно должны иметь перед глазами люди, составляющие планы для воспитания, гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению. Этот принцип имеет великое значение» [11].

Известно, какое исключительное значение придавали основоположники марксизма-ленинизма диалектике Гегеля. Будучи директором гимназии в Нюрнберге, Гегель неоднократно обращался и к проблемам образования, акцентируя внимание на активной, преобразующей функции процесса обучения и воспитания человека (работа «О воспитании и обучении»).

В богатом педагогическом наследии И.Г. Песталоцци важное место отводится предвидению возможных в будущем вариантов народного образования, народной школы (работа «О народном образовании и индустрии»).

Еще более определенно о необходимости предвидения результатов педагогического процесса высказывался последователь Песталоцци, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег. Выступая против узкоутилитарного подхода к обучению и воспитанию, он требовал широкой и всесторонней подготовки учащихся к жизни («Руководство к образованию немецких учителей»).

Проблемы воспитания и обучения человека занимают важное место в трудах социалистов-утопистов А.-К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Разрабатывая утопические проекты общества будущего, они придавали огромное значение педагогическому предвидению.

Основоположники марксизма высоко оценивали педагогические идеи о всестороннем развитии человека будущего, выдвигаемые в трудах социалистов-утопистов. Но, выдвигая тезис о формировании нового человека, марксизм ориентировался, прежде всего, на радикальные, революционные методы, не столько заботясь о личности как таковой, сколько об использовании некоего безликого человеческого потенциала, человеческого фактора в интересах государства социалистического и коммунистического типа.