Смекни!
smekni.com

Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения (стр. 5 из 8)

Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со слушающими своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Вот, например, вы читаете строчку: «Лес, точно терем расписной», вы представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое сравнение, и у вас, конечно, появилось желание поделиться со слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете, обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».

Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку. Ученик. Я прочитаю ее так, будто показываю: «Вот лиловый лес, а вот - золотой, а там - багряный».

Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.

Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.

Учитель замечает: надо не только «показывать», но при этом так произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти краски, что вы любуетесь ими.

В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит, откуда его можно наблюдать: близко или далеко?

Ученик. Надо подальше отойти, тогда можно увидеть весь лес. Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину - и лес, и поляну, прочитайте первые четыре строчки.

Читают два-три человека.

Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и скажите: чтобы увидеть картину, нарисованную в этих частях стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?

Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека листья не увидишь.

Учитель. А что такое лазурь?

Ученик. Это цвет такой голубой, это - небо.

Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.

Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет.

Учитель. Вот видите, какая красота открылась, когда мы подошли ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою резьбой на ярко-голубом небе, и елочки, как вышки, темнеют, и просветы в небо видны, как оконца. Прочитайте эти части стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А лес еще красивее, если подойти к нему поближе, войти в него. Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо пахнет в лесу!» Читают один-два человека.

На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить его выразительное чтение.

3. Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению

Обучение учащихся выразительному чтению, т. е. умению произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество.

Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. одновременно с развитием силлабического стихосложения. Оно было связано с театральным искусством.

Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

Ушинский различает два вида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым - художественные произведения. «Для плавного чтения я бы советовал преподавателю сначала рассказать содержание избранной статьи, потом самому прочесть эту статью вслух и уже тогда заставлять учеников несколько раз читать вслух рассказанное и прочитанное».

Ушинский рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения, рекомендуется хоровое. «Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс».

Хоровые упражнения положительно влияют на исправление ряда недостатков речи (скороговорка, крикливость, вялость и т. п.»).

Надо сказать, что применять хоровые упражнения только для отработки техники и логики речи практически невозможно: сами упражнения включают эмоциональную и образную выразительность.

Хоровое чтение в школе часто наносит очень существенный вред, способствует выработке того унылого монотона, который становится для многих школьников привычным. Чтобы этого избежать, необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения. Обычные пороки чтения, создающие его монотонность, отсутствие логических центров (ударений), когда все слова произносятся с одинаковым акцентом и в затянутом темпе, который влечет за собой протяженность произнесения гласных. Если произносится стихотворный текст, то часто дети скандируют, т. е. делают слишком длительные межстиховые паузы и ставят ударения на последних, рифмующихся словах. Все эти недостатки, которые дети усваивают в процессе многоголосого чтения, при обучении выразительному чтению приходится преодолевать [17. С. 51].

Выразительное же хоровое чтение оказывает существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи учащихся.

На чем основывают свое отрицательное отношение к хоровому чтению некоторые методисты? Т. Ф. Завадская объясняет: «Следует сказать, что в настоящее время многие учителя и методисты, строящие обучение выразительному чтению на положениях К. С. Станиславского, отрицательно относятся к этому виду занятий (многоголосому чтению), так как увлечение «музыкальным богатством» хорового исполнения часто приводит к чисто формальным приемам работы, когда основное внимание учителя направляется на «оркестровку» детских голосов в ущерб выявлению идейно-художественного содержания текста; внимание же школьников во время чтения сосредоточивается не на мыслях и образах произведения, а на том, чтобы своевременно вступить в хор, произнести слова текста с определенной силой звука и в определенной тессти-туре».

К приведенным аргументам обычно прибавляют еще одно: хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать. Думается, что отрицать подражание как этап овладения мастерством нет оснований. Творческий путь любого таланта — это поиски себя, но начинается творческий путь с подражания. Художественное слово не составляет исключения из этого правила.

Приказать чувствовать нельзя, но можно заразить чувством. На такое именно заражение рассчитано чтение произведения преподавателем, слушание чтения мастеров звучащего слова, хорошо читающих учеников. Но наиболее заразительным является участие в многоголосом чтении. Чтец, находясь рядом с другими эмоционально произносящими текст, невольно поддается их влиянию и постепенно эмоционально обогащается и убеждается в том, что и он может произносить текст выразительно. Слуховые впечатления усиливаются речедвигательными ощущениями.

Многоголосое чтение учит передавать мысль и чувство в речевой интонации, использовать средства выразительности: усиливать и ослаблять громкость, ускорять и замедлять темп, повышать и понижать тон, пользоваться различными тембровыми красками. Если говорить о межпредметных связях, то наиболее органическая связь существует между выразительным чтением и пением.

Очень помогают хоровые упражнения в работе с подростками и юношами. Многие из них говорят глухим глубинным голосом, некоторые бормочут, а не говорят. Это результат невнимания школы к голосам мальчиков в период мутации и в следующий период. Убеждений и замечаний преподавателя в этих случаях оказывается недостаточно. Проработав некоторое время в речевом хоре, такие ученики «открывают» свой нормальный голос.

Очень важно взаимовлияние участников многоголосого чтения. Это относится не только к технике и логике речи, но и к образно-эмоциональной выразительности. Доказательством целесообразности хоровых упражнений является то, что учащиеся всех возрастов проделывают эти упражнения охотно и с интересом, а интерес, увлеченность в искусстве - очень важный, даже решающий момент.

Для того чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого участника вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный и тщательный разбор произведения.

Как известно, современная наука рассматривает речь как один из видов деятельности человека - «речевую деятельность», а отдельные высказывания как «речевые поступки». В филогенезе язык возник и развился как средство общения, средство воздействия на других людей. В онтогенезе речь тоже развивается в качестве средства воздействия на окружающих, ребенок, произнося «ма» (мама), не только относит это слово к определенному лицу, но хочет это лицо побудить к определенным действиям. Это «ма» в зависимости от ситуации значит: «Мама, подойди ко мне» или «Мама, я хочу есть» и т. д.

Целенаправленное действие словом определяет акцентное членение фразы, разнообразие интонаций, тембральную окраску голоса, т. е. все средства фонетической выразительности речи. Между тем у школьников при ответах и особенно при чтении наизусть часто наблюдается механическое, бездейственное проговаривание слов. Эту школярскую привычку нужно преодолеть. Необходимо, чтобы ученик, произнося слова текста, стремился передать освоенное и конкретное содержание (мысли, образы, оценки и намерения автора), чтобы слушающие поняли и определенным образом оценили то, о чем говорится в тексте, т. е. необходимо, чтобы читающий подлинно и целеустремленно общался с аудиторией. Это очень важный прием активизации, который, с одной стороны, повышает осмысленность и выразительность речи, а с другой - обостряет внимание слушающих и тем самым содействует запоминанию.