Смекни!
smekni.com

Педагогическая технология А.С. Макаренко (стр. 9 из 11)

Итак, обратимся к "внутренней природе" А.С. Макаренко – естественные качества, которые характеризуют его как человека и педагога (Приложение А).

Интеллектуальные качества. Стремление к знаниям, к самообразованию, к самосовершенствованию – ведущий фактор, который мотивировал выбор пути А.С.Макаренко в педагогику. Он стал основоположником в процессе выбора педагогической профессии.

Закончив в 1904 г. Кременчугское городское училище, в 1905 г. 17-ти летний А.С. Макаренко начинает свой педагогический путь преподавателем Крюковского двухклассного железнодорожного начального училища. Стремление отца видеть своего сына ученым и сделать его учителем совпало с интересами и самого А.С. Макаренко, так как профессия учителя давала возможность удовлетворить жадность к знаниям, стремление к самообразованию, к умственному и культурному росту. "Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть другим", – делает вывод в книге "Мой учитель" сподвижник А.С. Макаренко М.Э. Фере [48, 138].

Исключительно богатая и разнообразная эрудиция побуждала Макаренко к образованию. В начальной школе и в четырехклассном городском училище Макаренко не только успешно справлялся с учебными задачами, но и много читал. Любимыми произведениями Макаренко были произведения А.С.Пушкина, Н.Г.Чернышевского, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, И.С.Тургенева, М.Горького. Отрывки из произведений он изучал наизусть.

Стремления к знаниям со временем превратились у него в стремления к науке. Не считаясь с напряженными занятиями самообразования, Макаренко остро ощутил недостаток систематических научных знаний. Да и нужно было, кроме того, как-то подытожить девятилетний педагогический опыт, который накопился. В 1914 году открывается учительский институт в Полтаве. Задача этого учебного заведения состояла в подготовке преподавателей городских и высших начальных училищ. Сюда принимали, как правило, учителей начальной школы, не меньше как с двухлетним педагогическим стажем. Поступить в учительский институт было тяжело, так как таких институтов было немного в царской России. Несмотря на серьезный конкурс (число поступающих в 4-5 раз превышало наличие свободных мест), Макаренко с блеском выдержал вступительные испытания. Слушателей в период 1914/15 учебного года было совсем немного - всего двадцать пять - тридцать, а состав их был довольно пестрый. Рядом с совсем молодыми юношами на скамьях аудиторий сидели солидные люди. Однокурсники Макаренко был народ демократический, малообеспеченный, преимущественно дети крестьян, рабочих и городской бедноты. Во главе института стоял талантливый педагог и организатор Александр Константинович Волнин, о котором более позднее с большим уважением высказывается Макаренко в выступлении на юбилее школы № 1 Ярославской железнодорожной дороги: "Часто в руках наших нет даже тех масштабов, с помощью которых можно измерять важнейшие явления. Так и мне тяжело измерить и тяжело вам рассказать, как много сделал для меня и других Александр Константинович... Он был всегда настоящим человеком, и он воспитывал у нас лучшие человеческие стремления. В моем же педагогическом развитии он создал главнейшие принципы и привычки духа".У него я позаимствовал главную позицию моей педагогической веры: "как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему" [36, т.4, 315].

Прекрасные способности давали возможность Макаренко без особого напряжения справляться с учебными задачами. За счет этого время, которое оставалось, он отдавал углубленному изучению областей знаний, которые его интересовали. С наибольшим вниманием относился Макаренко к истории. Преподаватель этой дисциплины В.М. Тарасов сумел захватить слушателей не только талантливыми лекциями, но и образцовой постановкой письменных рефератов.

Макаренко выделялся среди студентов исключительной трудоспособностью и серьезным отношением к науке. Он жадно поглощал книги не только из институтской, но и из других городских библиотек, брал книги из собственной библиотеки преподавателя. Свои знания педагогики и психологии Макаренко усиленно возобновлял изучением произведений Я.А.Коменского, А.Дистервега, Дж.Локка, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, П.Ф.Лесгафта, Ф.Фребеля, П.Ф.Каптерева, В.Я.Стоюнина, В.М.Бехтерева, книги которых находились в институтской библиотеке. "Из полученной стипендии – 15 рублей в месяц - Макаренко все же находил возможность часть денег выделить, чтобы купить книги. Никто из слушателей Института не был таким частым посетителем книжных магазинов, как Макаренко. Он был в курсе новинок на книжном рынке" [3]. Рефераты Макаренко были безупречными по форме и по смыслу, и недаром, как вспоминает один из слушателей института Ф.Я. Еромин, "мы все говорили Макаренко, что он безусловно будет профессором истории" [3]. Так же выделялся Макаренко при обсуждении рефератов и пробных уроков. "Замечания Антона Семеновича отличались глубиной анализа и были настолько содержательные, что после выступления Макаренко слушатели не много могли дополнить. Поэтому, чтобы поднять активность слушателей, приходилось предоставлять Макаренко слово для выступления в последнюю очередь. Отмечая в своем выступлении ошибки, Антон Семенович по возможности указывал и путь к устранению этих ошибок", – вспоминает В.М.Тарасов [3].

Итак, интеллектуальное Я А.С. Макаренко сыграло решающую роль в его профессиональном выборе.

Внутреннюю природу педагога в особенности характеризуютпсихические качества, которые уже из первых лет становления его как педагога имеют гуманистическую направленность. Обратимся к источникам, которые удостоверяют это. Ведущим фактором развития этой области, структуры личности педагога есть интерес к людям и к жизни. Этот фактор присутствовал у Макаренко уже в те года, когда перед ним стоял вопрос о выборе профессии. На этой основе у него сформировались коммуникабельность, потребность в готовности прийти на помощь, поделиться знаниями, интерес и любовь к детям, к работе с ними.

Любовь к каждому из учеников не только делала Макаренко дорогим и близким его воспитанникам, но и обогащала самого Макаренко. "Напряженный интерес к людям, которые есть характерной особенностью зрелого Макаренко, сказался уже в ранние года. Это не был лишь узко познавательный интерес или холодная любознательность педагога - экспериментатора. Это было внимание старшего товарища, активная любовь, желание помочь ребенку. В любом из учеников Макаренко видел, прежде всего, человека, который растет. И учитель стремился быть нужным и близким ребенку везде: в живой беседе, в классе, в игре. Вот почему педагогическая работа еще в ранние года дала Антону Семеновичу глубокое и всестороннее понимание человека, которое потом так поражало всех, кто знал Макаренко. Она воспитывала качества, необходимые будущему писателю, и, в первую очередь, умение видеть человеческую личность в движении, в процессе внутреннего роста, в крепком взаимодействии с окружающей средой.

Гуманное отношение к ученикам побудило педагога отдаться работе с ними. А.С. Макаренко беспокоился про моральное и трудовое воспитания учеников, которые видели в нем необыкновенного для казенной старой школы учителя.

Значительное влияние на развитие гуманистической направленности молодого Макаренко имел Г.П.Каминский – преподаватель русского языка и литературы в Кременчугском городском училище [48, 92].

Оптимизмврожденное качество А.С.Макаренко, качество, которое он более позже обосновавал как важный технологический механизм построения методики перспективных линий, как важную движущую силу, которая побуждает к развитию, усовершенствованию, самосовершенствованию.

Естественными обнаруживаются и целый ряд творческих способностей А.С.Макаренко. Молодой учитель не стремился "отработать" соответствующие часы, а потом заниматься своими, пусть интересными, но посторонними для школы делами. Он отдавал ученикам большую часть "неслужебного" времени. Нередко занятия прерывались и начинались веселые игры в жмурки, кошки-мышки, в снежки. Макаренко был одним из участников таких игр. Он сплачивал учеников, заряжал их своим энтузиазмоми неугасимой энергией. Ведущим качеством, которое характеризует творческую структуру его личности, которая со временем постоянна известным писателям, - есть его язык. Конечно, язык, как продукт мыслительной деятельности.

Впечатляющим были у Макаренко декламаторские способности. Он владел выразительной дикцией, чему учил и своих учеников.

Любовь к природе характерна всем творческим людям. Молодой Макаренко тонко ощущал красоту природы. Еще из юношеских лет он полюбил поэтические пространства Днепра и вместе с друзьями осуществил много замечательных прогулок в лодке.

Характерным естественным качеством есть и любовь к музыке. Антон Семенович страстно любил музыку. Он самоучка-скрипач, неплохо играл на мандалине, пел и даже руководил хором в школе. Восхищался театром. Восхищался Макаренко также рисованиемиграфикой, картинами больших художников. Возникает вопрос: Макаренко пришел в педагогику случайно, по воле отца и продолжительный период ощущал себя несовершенным воспитателем, предусматривая стать писателем? Смог бы Макаренко стать известным педагогом, если бы педагогика была для него лишь случайным занятием? Ответ на этот вопрос дал анализ естественных дарований А.С.Макаренко. А.С. Макаренко - педагог от природы одаренный, что интегрирует как урожденные, так и приобретенные профессиональные качества. Естественные качества педагога в объединении с благоприятными социальными факторами и профессиональной компетентностью интегрируются в важнейшее качество - педагогическое мастерство как высший уровень профессиональной деятельности педагога. Оно проявляется в успешном формулировании педагогических целей, решении разных задач учебного процесса, направленных на достижение конечного результата. Конкретные внешние показатели педагогического мастерства состоят в высоком уровне выполнения работы, целесообразных, адекватных педагогическим ситуациям действиях учителя, достижении результатов, обучении и выполнении самостоятельной работы учениками. Формирование педагогического мастерства предусматривает постоянное усовершенствование научного содержания и методики проведения учебных занятий. Синтезируя теоретические знания и высоко развитые практические умения, мастерство педагога утверждается через творчество и воплощается в ней. Ценными для современной педагогики являются взгляды А.С.Макаренко относительно проблем педагогического мастерства. Он вообще очень высоко оценивал роль учителя в обществе, сравнивая его с садовником, скульптором, актером, называя "инженером детских душ". Педагогическое мастерство, по его мнению, это не особое искусство, которое требует таланта, а специальность, которому надо учиться.