Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили (стр. 2 из 3)

Что же такое контакт глаз? Это просто значит, что вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь.

Второе - это физический контакт. "Я вовсе не имею в виду обязательно целоваться, обниматься и прочее. Я просто имею в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и тому подобное".

При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему легко общаться с другими, и следовательно, он будет пользоваться общей симпатией и у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз - это два наиболее ценных дара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Третье - пристальное внимание.

Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредотачиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на не распыленное внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес к нему, именно в эту минуту. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире.

Ребенку необходимо дать почувствовать, что он - единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, потому что он чувствует, что все на свете важнее, чем он. В результате этого ребенок не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.

Как же добиться пристального внимания? Самый лучший способ - это выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине. Хорошее воспитание требует времени.

Именно в минуты пристального внимания родители имеют особую возможность дополнительного контакта глаз и физического контакта со своим ребенком.

Четвертый путь - дисциплина.

Обычно в представлении воспитателей и родителей любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Не удивительно, что у родителей происходит путаница и осложнения при попытках контролировать поведение ребенка.

Родители, смешивающие такие вещи, обычно считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых - порка). Любовь и дисциплину нельзя разделить и что наказание - это очень маленькая часть дисциплины.

Чтобы приучить ребенка к дисциплине, надо дать ему почувствовать, что его любят, - вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Конечно это не все. Но это наиболее важно.

Дисциплины легче добиться, когда ребенок чувствует его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Чем лучше дисциплинирован ребенок, тем меньше требуется наказаний. Как ребенок подчиняется требованиям дисциплины, зависит в основном от того, насколько он чувствует любовь, заботу и внимание к нему. Поэтому самое главная родительская задача - дать нашему ребенку почувствовать, что мы его любим, что мы всегда на его стороне.

В результате такого воспитания мы вырастим счастливого, уверенного в себе и в своих возможностях ребенка. Ребенка, который прекрасно ладит со сверстниками и со взрослыми, учится с удовольствием, хорошо себя ведет - какая награда для родителей!

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

В прочитанной мной книге "Здравствуйте, дети!" автор Ш.А. Амонашвили делится опытом обучения детей шестилетнего возраста, опираясь на свою многолетнюю педагогическую практику.

Автор перед собой ставит цель: утвердить гуманистические и оптимистические начала педагогики школьной жизни.

Объектом воспитания является ребенок. Ш.А. Амонашвили показывает шестилетнего ребенка не только как ученика (его даже трудно назвать учеником в подлинном смысле этого слова), но, в первую очередь, как растущего человека, имеющего свою многогранную жизнь и сложные взаимоотношения с окружающими. В зависимости от этого автор показывает, что каждый ребенок может быть познан и воспитан как личность только с учетом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностей и стремлений, способностей и надежд.

Шалва Александрович с любовью, нежностью и трепетом повествует о детях в своей книге:

"Какие красивые дети, сколько улыбок!".

"Они мешают нам спокойно и уныло ходить по улицам…".

Специфический детский шум автор называет грузинским словом "жриамули". "Оно означает веселый шум птиц и детей! Придумали его наши предки, чтобы отмежевать обычный шум людей от детского шума - радостного и веселого".

Шалва Александрович тщательно готовится к предстоящей встрече со своими учениками накануне 1 сентября:

- он рассылает письма детям, в которых рассказывается немного о школе, о том, что он их учитель и ждет с нетерпением встречи;

- изучает личные дела ребят;

- рассматривает фотографии, заучивает имена детей, чтобы 1 сентября поздороваться с каждым ребенком по имени.

"Я перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам…".

По мнению автора, дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

Автор считает, что надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Автор убежден и я с ним согласна, что воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей.

Субъектом воспитания является учитель.

Удивительная особенность учителя (автора книги) в канун 1 сентября подсчитывать количество учебных дней и уроков на весь год на все 4 года начального обучения, высчитывать минуты и даже секундочки своего непосредственного общения с детьми.

"Иногда мне представляется, что классные комнаты, школьные коридора, заполненные детьми; это то же самое поле, воспитательное, обучающее, по которому непрерывно проходит "педагогический комбайн" - сея и убирая урожай. Но остаются пропавшими бесследно тысячи секундочек и минуточек, которые уже никогда нельзя будет собрать. Это как беспечный сеятель сеет пшеницу, разбрасывая горсти семян направо и налево, не замечая, что они оказываются за пределами поля или попадают на не вспаханные участки, так и беспечный учитель разбрасывает неповторимые и бесценные семена педагогического времени направо и налево".

"Каждая педагогическая секунда каждому школьнику нужна в строго определенное время - не раньше, не позже".

"Находясь в педагогической цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды считать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить, что ответственен за его судьбу".

"Я стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. Класс - это же не цех массового производства стандартного обучения и воспитания детей. Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, пропитывать каждую клеточку маленьких сердец чувством любви к человеку. "

Мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

Шалва Александрович в своей педагогической деятельности мог просить прощения у детей и признавать за собой педагогическую неточность. "Простите, дети, я же не нарочно! Вы прямо на ходу ломаете мою науку, и мне трудно все предвидеть! Но я обещаю вам, что через четыре года я исправлю это упущение с другими ребятишками, которым пока только два года!"

Автор спрашивает совета у детей как работать на уроках, благодарит детей.

"Спасибо, дети! Не зря я вижу в вас учителей своего педагогического мастерства!"

Необходимо чаще приглашать на уроки Момуса - бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна.

Мы все друзья; вы - мои сотрудники, серьезные взрослые люди; я же - давайте останусь педагогом, только рассеянным, забывчивым, вы не спускайте с меня глаз, будьте начеку.

Я считаю своим долгом доставить вам радость познания, радость, вызванную преодолением трудностей при овладении знаниями, я ищу пути к тому, чтобы не "вкладывать" знания в ваши головы, а чтобы вы сами пытались "отнять" их у меня, овладеть ими в результате интеллектуального "боя" со мной, приобретать их путем постоянных поисков и неутомимой жажды к ним.

Украшением уроков станет звонкий смех детей.

Я научу детей решать сложные задачи, а сам буду "ошибаться" при их решении. Научу их читать выразительно, а они затем сами же начнут "поправлять" меня в чтении. Научу играть в шахматы, чтобы они затем ликовали по случаю выигранных у меня партий.

Они начнут стремиться к познанию. И когда я задам им вопрос: "Какие вам давать задачи - сложные, трудные или простые, легкие?", я услышу от них произнесенное хором и воинственно "Давайте сложные, самые сложные!". Ребенок окажется в царстве мысли и будет стремиться к познанию.