Смекни!
smekni.com

Воспитание школьников средствами классического джаза (стр. 2 из 6)

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, А. Катинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой[3]:

· потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

· эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;

· музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

· оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.[4]

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества.

В методической литературе описываются следующие особенности формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки различных жанров, куда входит и джаз[5]:

I. Поэтапность, постепенность.

Приобщение подростков к любой музыке должно осуществляться в три этапа:

1) подготовительный, предполагающий использование образцов музыки (в нашем случае, джазовой). Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения и досуга — от уроков до школьной дискотеки. Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория) исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений музыки.

2) учебный (информационно-познавательный), предусматривающий использование на уроках музыки, на факультативных занятиях и при проведении школьных дискотек и тематических вечеров наряду с привлекательными образцами более сложных произведений, требующих от слушателя более высокой музыкальной подготовленности. На данном этапе считается целесообразным проведение тематических бесед о джазовой музыке с включением музыкальных сложных примеров в жанре джаза.

3) развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихся интереса к традиционному и модерн-джазу, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических и социальных корней джазовой музыки (как социокультурного явления), ее взаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.

II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков — стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях.

III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися джазовой музыки. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Таким образом складывается слушательская культура подростков. Ее содержание состоит из нескольких компонентов[6]:

1. мотивационный компонент - потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации в области музыкального искусства;

2. эмоциональный компонент - способность к эмоциональному восприятию и эмоционально-эстетическому переживанию музыки;

3. познавательно-интеллектуальный компонент

- способность к осмыслению музыки, комплекс музыкальных знаний;

4. оценочный компонент - способность к оценке музыки с точки зрения художественно-эстетических критериев;

5. деятельностный компонент - самостоятельное использование и приобретение знаний (мнений, суждений) в учебной и досуговой музыкальной деятельности.

Педагогами-музыкантами не раз поднимался вопрос о важности того, чтобы каждый школьник мог почувствовать уверенность в возможности постичь смысл музыки, вступить с ней в духовный диалог. С нашей точки зрения, приблизить учащихся к пониманию сложных музыкальных сочинений возможно посредством формирования у них опыта способов осмысления музыки, выявления заключенных в ней смыслов. Учитывая уникальность каждого джазового произведения и каждого его восприятия, в самом общем плане способами слушательского постижения музыкального произведения, на наш взгляд, являются: осознание слушателем ощущения окружающего мира, которым делится автор, раскрытие ценностной позиции, переданной в музыке, осознание обобщенной мысли произведения.

Среди многообразия существующих педагогических технологий, выработанных в последние несколько десятилетий, наиболее опитмальной нам представляется технология продуктивного обучения (А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской и др.)[7]. Она представляет собой личностно-ориентированную педагогическую технологию, главный ориентир которой состоит в личном образовательном приращении ученика, складывающемся из внешних (идея, версия, текст) и внутренних (умения, личностные качества) продуктов его учебной деятельности. Ключевыми позициями продуктивного обучения, на которые может опираться процесс формирования слушательской музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе, являются: создание условий для сотрудничества учителя и учащихся, при котором каждая из сторон выступает как равноправный носитель разного, но необходимого опыта; учет личных влечений школьников; нацеленность учебно-воспитательного процесса на создание учащимися собственных субъективно новых образовательных продуктов; обеспечение образовательной рефлексии. Данная технология применима при изучении любого музыкального направления, в том числе и джаза.

1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал

Джаз – уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли бибоп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музыкальных жанров. А что же такое джаз?

Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба. Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций. Вы спросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.

Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда. Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки.

А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.