Смекни!
smekni.com

Построение проектной деятельности с детьми 3 класса на основе дидактической среды Лого Миры (стр. 5 из 10)

Ну, например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941-45 годов. Здесь не только история, но и политика, этика. Или: проблема государственного устройства США, России, Швейцарии. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса, пр. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна Лебедь в сказках народов мира. Эта проблема для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Другое дело, если мы хотим использовать не просто метод проектов, а телекоммуникационных проектов, нам следует абсолютно четко уяснить, что это такое и в каких случаях в школьной практике они могут использоваться. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

Информационные

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

Андреас Папандреу (Институт Образования, Кипр) указывает, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий (таб. 1.2):

- учитель помогает ученикам в поиске источников,

- сам является источником информации,

- координирует весь процесс,

- поддерживает и поощряет учеников,

- поддерживает непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:

- личностно ориентированно,

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения,

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях,

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования записано: «Обучение должно строиться на основе метода проектов, выполняемых учащимися самостоятельно под руководством учителя, что позволит сформировать у учащихся навыки конструирования, проектной деятельности необходимые для будущей жизни». Это говорит о значимости данной технологии в обучении. Главная идея данной формы обучения состоит в развитии познавательных навыков учащихся самостоятельного конструирования своих знаний.

Таблица 1.2. Последовательность работы над проектом.

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта. Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование а) Определение источников информации.б) Определение способов сбора и анализа информации.в) Определение способа представления результатов (форма отчета).г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения.
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Результаты и/или выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Анализируют информацию. Наблюдает, советует.
Представление или отчет Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет. Отчитываются, обсуждают. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

Выводы.

В результате анализа литературы, в которой исследованы особенности младшего школьного возраста, познавательного интереса, построения проектной деятельности, были сделаны следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте складывается новая детская общность, возникает стремление занять определенное место среди товарищей.

2. Поведение детей приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, появляется способность следовать определенным правилам и нормам, умение ставить цели самостоятельно, а в соответствии с ними – самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность.

3. Совместная учебная деятельность отвечает задачам общего психического развития, становления личности младших школьников.

4. Данный возраст требует особого построения занятий; учитель должен использовать деятельность, которая удовлетворяет особенностям младшего школьного возраста. Отличительной чертой этой деятельности является совместная работа детей.

5. Для младшего школьного возраста уместно организовывать проектную деятельность. Проектное обучение личностно ориентировано; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Глава 2. Организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области

§2.1 Дидактические возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры

«Лого – инструмент для познания и развития собственного мышления, и в этом отличие этой среды от систем программирования, ориентированных в первую очередь на обеспечение наиболее эффективного использования аппаратуры».

Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством С. Пейперта в 1989 году в Массачусетском технологическом институте. Сеймур Пейперт пытался изучать работу мозга и однажды заметил, что «всегда рассматривал процесс обучения как хобби». Теория Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на Пейперта сильное влияние. Вскоре Пейперт и его коллеги создали новый язык на основе Лиспа, назвав его Лого (что по-гречески означает слово). Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естественному общению с компьютером [14].

ЛогоМиры – универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого. Эта среда интегрирует графику, мультипликацию, звуки, программирование и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также обеспечивает возможность осуществлять межпредметные связи с другими дисциплинами на уроках информатики. Основные характеристики языка Лого, входящие в состав среды:

· синтаксис, близкий к естественному языку;